«Генераль-Анцайгер» («General-Anzeiger»), Бонн, 10 июля 2009 г.
Разыскивается: архив с 60 000 граммофонными пластинками
В подвале известного историка джаза Райнера Лотца размещается подлинная сокровищница самых ранних европейских записей (Эбба Рагенберг-Миллу)
Хайдерхоф На ступеньках в подвал своего особняка говорит Райнер Лотц о «небольшой избранной коллекции». Всё же, спускаясь ниже по ступенькам, растёт осознание того, что речь, конечно, идёт о явном занижении. И каждый, очутившийся в этом полуподвальном этаже, вряд ли усомнится в этом: 60 000 граммофонных пластинок, почти 20 тонн веса, главным образом, первых лет их выпуска, стоят здесь тесным строем и в строгом порядке «как оловянные солдатики» в ожидании командира. Не скажешь, что это - подвал-пристанище для с трудом прикупленных в «кладовочку» экземпляров, которые отошли к любителю на аукционе. Райнер Лотц - заядлый филофонист. «Ну, скажем, у меня здесь самые отличные, уж точно последние экземпляры», подчёркивает человек, который вот уже сколько лет слывёт историком джаза. Более 160 статей и почти 80 монографий в специализированных журналах посвятил он ему. «Это же значит, что я работаю с пластинками. А для удовольствия слушаю скорее Каллас, Джона Кейджа или Worldmusic». По профессии Лотц - инженер по машиностроению, экономист и банкир, а ранний европейский джаз он привлёк как компромисс с будничной работой. «Всё же это ещё и хобби», признаётся человек, который теперь чуть ли не с нежностью поглаживает корешки своих сокровищ и с ещё большим восторгом достаёт с полок и показывает пластинки с расчудесными этикетками. С энтузиазмом рассказывал он о легендарном кекуоке с рубежа веков, о поразительной открытости и интернационализме европейской музыкальной сцены до первой мировой войны, как тоже о негритянских американских исполнителях ранних джазовых сочинений, выступавших в концертных залах от Гибралтара до студёной Сибири, и о своих музыкантах-соотечественниках в грамзаписи, пытающихся подражать им. Всё это сегодня с успехом и в изобилии можно найти в подвале-архиве Райнера Лотца на Хайдерхоф. «Это сейчас и европейское, и наше культурное наследие», снова подчёркивает человек, одержимый джазом. Но подобного мнения относительно немецкого архива, к которому он причастен, кажется, теперь никто не разделяет. Лотцу уже за 70 и он в беспокойстве за свои сокровища. «Я не хотел бы, чтобы когда-нибудь они нашли свой последний приют на мусорных отвалах». На полном серьёзе и даже с некоторым отчаянием он пытается пристроить их к «хорошим людям и в надёжный дом». А ведь есть ещё один выход - на продажу! Но не в той форме, когда кто-то урывает самое лучшее или отсылает не нашедшие спроса пластинки на увеселение любовным парам в ресторане. Предложения подобного рода, как правило всегда высоко оплачиваемые, ему претят.
Рыночные эксперты оценили его сокровища в два миллиона евро. Ему самому представляется разумной цена в 700 000 евро. «По меньшей мере, десятая часть этих пластинок - на пути в Америку», резюмирует он, указывая на огромные упаковки в подвале. Престижная библиотека Конгресса в Вашингтоне, предубеждённая к немецким архивам, тем не менее послала к нему своего куратора. «Они, конечно, в восторге, потому что надеются отыскать что-либо ещё в фонд своего культурного наследия». Лучшие вещи прежде всего перешли в оцифрованном виде на компакт-диски (см. раздел «Info-Kasten»). А боль разлуки не угнетает? «Я не клохчу над своей коллекцией. Хочется, чтобы она жила дольше». Его закалённая в собирательском пыле мужа супруга, возможно, испытывает даже некоторое облегчение
при виде готовых к отправке тюков. Походя он указывает на «небольшую подборку» еврейских канторов (запись 1933 г.) и на «подарочный набор» нацистской пропаганды Йозефа Геббельса на английском языке. Ценные для истории записи артистов он намеревается передать в Литературный архив в Марбахе.
В настоящее же время он крайне увлечён сборкой в единое целое «законсервированной» музыки самых ранних звуковых фильмов. И естественно, добавляет снова и снова что-нибудь в свою коллекцию. Лотц усмехается: «Сколько волка ни корми, он всё равно в лес смотрит!»
И ещё новость:
Райнер Лотц (с помощью своего архива) при поддержке Хорста Бергмайера выпустил недавно подборку из 12 CD - «Джаз в Германии» (на фирме «Bear Family Records»). От кекуока 1899 года палитра простирается через «Джаз из развалин» до больших оркестров 40-50-х гг. с включением захватывающего «Дикси 60-х» и новейших направлений «авангарда». Каждый комплект содержит обширную текстовую и иллюстративную информацию в виде статей, эссе и комментариев для приверженцев стиля.
На фото (вверху):
«Король в своём королевстве»: почти 20 тонн весят пластинки с джазовой музыкой, которые Райнер Лотц размещает на полках и в картонных коробках.
На трёх фото (внизу):
Сами этикетки граммофонных пластинок - произведения искусства в миниатюре. Они родом из почти всех европейских стран и некоторым из них - более ста лет.
/Перевёл с немецкого Г.А. Щетников/ |