№ 05050 0758
Сцена юродивого
из оп. "Борис Годунов" муз Мусоргского
исп арт ГАБТ'а СССР
И С Козловский юродивый
В.М. Политковский-Борис
П С Ханаев-Князь Шуйский.
Если опираться на информацию по записям Музтрест'а, данную в книге П.Грюнберга (История начала грамзаписи в России) , то 758 номер - это 1930 год, насколько я помню. Интересно, что сам И.С.Козловский в страницах воспоминаний датирует эту запись приблизительно 1927 годом.
А оркестром в этой записи дирижирует М.М.Ипполитов-Иванов.
Пластинки с данной зеленой этикеткой печатались примерно во втором квартале 1934 года, то есть в эпоху Грампласттреста.
Это подтверждается максимальными матричными номерами с данной зеленой этикеткой, которые имеются здесь на сайте.
Раньше считалось, что Грампласттрест использовал матрицы Музтреста с 1000 и 2000 номерами, эти номера для новых записей Грампласттрест проскочил и не использовал.
У данной пластики обе стороны имеют матрицы Музтреста из первой тысячи.
Номер заказа тоже достался от Музтреста.
На сайте получается теперь накладка двух нумераций в первой тысяче Грампласттреста.
Надо что-нибудь усовершенствовать и разделить эти две системы нумерации в первой тысяче Грампласттреста.
Мне кажется, что у Грампласттреста было такое правило: если они переиздавали запись Музтреста, то этот номер уже не использовался для собственной записи. Повторные номера были бы неудобны в первую очередь самому Грампласттресту. Потом им надоело отслеживать каждый номер в отдельности и они решили пропустить сразу 2000 номеров и уже ничего больше не переиздавать из Музтреста выше этой границы, чтобы раз и навсегда покончить с этой проблемой (которую, к слову, они сами же и создали).
Если это действительно так, то никакой накладки нет. Нам просто нужно в каждом случае аккуратно указывать, что оригинальная матрица принадлежит Музтресту, что мы стараемся и делать.
Всё дело в том, что номер 758 ссуществует. Равно как и "псевдо-оборот" 977, и вообще вся первая тысяча. Пробелов нет.
”
Вы хотите сказать, что вся первая тысяча "'электрических" номеров Музтреста переиздавалась на ГПТ? Я в
этом сильно сомневаюсь, но я Вам верю на слово, что номер 758 ГПТ существует. Однако мне кажется, что подобная коллизия является скорее исключением, чем правилом - если бы ГПТ в массовом порядке издавали бы вперемешку свои собственные записи и переиздания MT под одними и теми же номерами, то они не смогли бы вести свои книги учёта (которые, я не сомневаюсь, существовали). Они даже не могли бы ответить на простой вопрос: а что у Вас записано под номером 758? Если же они пропускали номера тех немногих переиздаваемых записей MT, то на подобный вопрос ответить было бы легко, поэтому я остаюсь сторонником этой гипотезы. Единичные коллизии ничего не доказывают: решения по переизданиями и соответственно пропускам принимались в каждом конкретном случае - что-то могли и недоглядеть.
У нас на сайте накопилось около 400 экспонатов из первой тысячи - пока это первый случай переиздания MT из первой тысячи и пока это ещё не коллизия (пластинки 758 ГПТ на сайте пока нет). Когда у нас накопится больше материалов и действительно появятся случаи коллизий, мы можем вернуться к этому вопросу и подумать, что нужно предпринять.
Нет, этого я не хотел сказать. Только то, что написал выше, и не более.
Возможно, эта пластинка выпущена до того момента, когда был записан номер 758 ГПТ.
/// Они даже не могли бы ответить на простой вопрос: а что у Вас записано под номером 758 ///
Ну это как раз не проблема. Каков вопрос (у кого "у вас"? - у МТ или ГПТ?) - таким был бы и ответ. Назвали бы две разные записи из двух разных книг учёта. Различить просто, тем более что номера заказов разные.
У Вас, Юрий, как-то сливаются в одно неразличимое целое ГПТ как организатор собственных записей и ГПТ как издатель всех, в т.ч. "чужих", записей.
Ну это как раз не проблема. Каков вопрос (у кого "у вас"? - у МТ или ГПТ?) - таким был бы и ответ.
”
"у вас" - значит у того, кто издал пластинку и чьи этикетки на неё наклеены. Заметьте, что на данной пластинке 0758 нигде не указано, что она отпечатана с матрицы МТ. Откуда тогда спрашивающему это знать? Представьте себе такую ситуацию: звонит по телефону товарищ Сталин руководителю ГПТ и говорит: "срочно пришлите мне вашу пластинку номер 0758 с зелёной этикеткой". По Вашей теории, руководитель ГПТ должен был бы задать Сталину встречный вопрос: какую пластину товарищ Сталин Вам прислать: ту, что мы записали сами, или ту, что мы издаём под этим же номером и с этой же этикеткой, но с матриц MT? А как тогда по-вашему должны были выглядеть бланки заказов и разная внутренняя документация: в них должны были быть две графы: матрицы МТ и матрицы ГПТ, так что ли? Конечно это возможно, но я думаю, что маловероятно - зачем делать сложно, когда можно сделать просто.
Versh писал(а):
“
У Вас, Юрий, как-то сливаются в одно неразличимое целое ГПТ как организатор собственных записей и ГПТ как издатель всех, в т.ч. "чужих", записей.
”
Вы правы, сливаются. Но я уверен, что с точки зрения ГПТ так оно и должно было быть. Давайте, попытаемся мысленно восстановить события тех далёких лет. 20 сентября 1932 был ликвидирован ВСНХ. Наркомлегпром получил в свое распоряжение все хозяйство Музобъединения, которое преобразовали в Главное управление нового наркомата и нарекли Трестом граммофонно-пластиночной промышленности (Грампластрест или кратко ГПТ). Среди всего прочего, ГПТ получил в наследство и все матрицы МТ. Что с ними делать? Я думаю, что самое логичное, это просмотреть всё подряд и в каждом конкретном случае принять решение: если матрица в хорошем состоянии, содержимое записи соответствует "курсу партии" и потенциально будет пользоваться спросом у населения, то вписать её в свой "актив" и далее уже издавать от своего имени и со своими этикетками. В противном случае матрицу утилизировать, а на "освободившийся" номер записать что-то своё. Так оно было или нет я не могу утверждать со стопроцентной уверенностью, но имеющиеся на сайте материалы пока её подтверждают.
Здесь надо иметь в виду ту огромную дистанцию, которая отделяет верхние звенья властной вертикали от нижних.
Наверху шли перемены, ВСНХ, Наркомлегпром, Наркомтяжпром, Наркоммаш, КПО, Музтрест, Грампласттрест.
Внизу эти перемены откликались с опозданием, неожиданно в некоторый момент.
В студии звукозаписи перемены произошли в начале 1934 года.
Появилась новая нумерация записанных маириц ГПТ, старая нумерация МТ прекращена, усовершенствованная аппаратура была принята в эксплуатацию, могли быть и соответствующие кадровые перемены.
В Апрелевке еще ничего в тот момент не изменилось, только этикетки начали получать нового дизайна, но дизайн этикеток у нас всегда менялся чаще, чем что-либо еще.
Продолжали печатать музтрестовские пластинки со старыми номерами заказов, получали матрицы Грампласттреста и печатали с них новые издания.
Тут выяснилось, что имеется путаница с матричными номерами.
Началась по этому поводу долгая ведомственная переписка.
Начальники ходили по этому вопросу на прием к вышестоящим начальникам, рассылались циркуляры, были задействованы "триста тысяч одних курьеров".
Наконец, в 1935 году вопрос был решен и после номера 999 было постановлено продолжить нумерацию с номера 3001.
Ура, товарищи!