label index  ▪  name index jukebox  ▪  lightbox  ▪  memberlist  ▪  upload  ▪  help  ▪  about this site  ▪ russian

Home > Multimedia & other > From the history of gramophone

Featured  |  Last Comments  |  Search


From the history of gramophone
 

 
 
 

 

details

on other languages: Русский

  Get code to share this record  Download JPG file Print label Send E-card


Label Transcription:

Gold fund 
For downloading click on this link (Quicktime, video 320х240, 68 MB)
Mirror Transcription:  
Additional information: Презентация, иллюстрирующая некоторые события из истории механической звукозаписи.

При воспроизведении через iTunes или QuickTime презентация будет "интерактивной", т.е. для смены слайдов следует нажимать левую кнопку мыши. При воспроизведении прочими плеерами -- это будет просто "фильм" длительностью примерно 20 минут.

Слайд №2
--------
"Аппараты" - предшественники фонографа, использовались исключительно для записи звуковых колебаний.

Слайд №3
--------
Французский поэт и изобретатель Шарль Кро -- впервые предложил идею воспроизведения записаных звуковых колебаний и разработал принципы реализации процесса записи и воспроизведения звука. Аппарат, осуществляющий эти принципы, им построен не был. Интересно, что идеи Кро были дважды (в 1877 и 1888 годах) опубликованы в открытой печати. Патента изобретатель не взял.

Слайд №4
--------
Фонограф Эдисона -- первый работающий прибор для записи и воспроизведения звука. Хотя газета, в которой было описано изобретение Шарля Кро, имела хождение в США, утверждается, что Эдисон пришёл к идее аппарата для записи и воспроизведения звука независимо, работая над регистратором телефонных звонков.

Слайд №5
--------
Фонограф Эдисона. Самая старая из известных звукозаписей -- 1878 год. Запись голоса человека, осуществлённая Эдисоном по заказу фирмы, которая хотела пустить в продажу говорящие часы. Часы выпущены не были.

В настоящее время на станице журнала "Шпигель" http://www.spiegel.de/wissenschaft/mensch/0,1518,543754,00.html можно найти превращённую в звук картину голоса женщины или ребёнка, записаную на фонаутограф Леона Скотта в 1860 году.

Слайд №6
--------
Усовершенствованый племянником знаменитого Александра Белла -- Чичестером Беллом и Чарльзом Тейнтером фонограф -- графофон. Появился пружинный мотор. Запись осуществляется на восковой цилиндр. Коммерческой продажей записей и апаратов занимается фирма "Колумбия".

Главная проблема фонографа -- невозможность дёшево тиражировать записи.

Позже фирма "Колумбия" стала крупным игроком и на рынке пластинок.
На этикетке русского издания пластинки этой фирмы стоит надпись "Колумбiя-Графофонъ-С. Петербургъ".

Слайд №7
--------
Некоторые даты из жизни Эмиля Берлинера -- изобретателя граммофона, реализовавшего на практике идеи Шарля Кро.

Слайд №8
--------
Граммофон -- происхождение.
На рисунках: справа сверху -- граммофон с ручным приводом; слева внизу -- "усовершенствованый граммофон" сотрудника Берлинера Элриджа Джонсона, предложившего использовать в качестве двигателя пружинный мотор от швейной машинки; справа внизу -- редкая модель граммофона с электрическим двигателем (не прижился).

Слайд №9
--------
Граммофон -- пластинки.
Основное требование к материалу грампластинки -- при воспроизведении звука должна изнашиваться иголка, а не материал!

Первоначально для изготовления пластинок Берлинер использовал целлулоид, затем вулканизированную резину (эбонит), и в 1896 году было найдено идеальное сырьё -- шеллачная композиция (органическая смола, производится лаковым червецом, паразитирующем на растениях семейства фикусовых). Шеллак использовался повсеместно для изготовления пластинок на 78 об/мин.

Первоначально диаметр пластинки был 7 дюймов ("Миньон"), позднее появились форматы 10 дюймов ("Гранд") и 12 дюймов ("Гигант").

Патент на наклеивание этикеток в 1900 году взял Элридж Джонсон. Идея процесса -- бумажная этикетка наклеивается на ещё не остывшую пластиночную массу.

Двухсторонние пластинки появились в 1904 году (патент приобретён компанией "Виктор"). Интересно, что европейский аналог компании "Виктор" -- фирма "Граммофон" ("... и пишущая машинка" исчезла из названия в 1908 году) перешла на изготовление двухсторонних пластинок самой последней -- в 1911 году.

Слайд №10
---------
Граммофон -- изготовление матриц.
Первоначально для изготовления матриц использовалась одна из идей Кро: на покрытую воском цинковую план-шайбу резцом наносилась спиральная канавка с поперечной записью звука; затем происходило травление в растворе хромовой кислоты, и на месте канавки образовывалась звуковая дорожка. После этого копирование матрицы (производство "негатива") осуществлялось гальванопластически. Позднее от цинковой шайбы отказались и для изготовление гальванического отпечатка использовалась металлизированная восковая матрица. Ещё позднее запись стала осуществляться разогретым резцом на покрытый лаком алюминиевый диск.

Печать (прессовка) пластинок производилась с третьей копии (негатива). Первая копия записи (негатив из никеля или хрома) получила название мастер-диска.

На фотографиях изображен процесс записи оригинала на лаковый диск, и вынутая из гальванической ванны матрица.

Слайд №11
---------
Граммофон -- звукотехника.
Для достижения постоянного уровня сигнала отклонение резца при записи должно быть обратно пропорционально частоте звука. При осуществлении такого процесса на низких частотах может произойти перерезание соседних дорожек, поэтому при записи осуществляется компрессия звука. (Уровень громкости низких частот занижается.) При воспроизведении происходит обратный процесс. Этот самый "обратный процесс" осуществляется в одной из важнейших частей граммофона -- звукоснимателе.

На фотографиях приведены два звукоснимателя: ранний вариант Берлинера и более поздний вариант, изготовленный ко Всемирной выставке в Париже.

Взрослый человек слышит звуки в диапазоне 20-16000 Гц, частотный диапазон граммофона -- 50-4000 Гц оптимален для воспроизведения человеческого голоса.

На графике приведены несколько кривых частотной коррекции, применявшихся звукозаписывающими фирмами до 1958 года.

Слайд №12
---------
Граммофон -- коммерция.
Основой коммерческого успеха компании "Граммофон" были две составляющие:
1) Компания стремилась заключать эксклюзивные контракты с выдающимися исполнителями, такими как Ф.И. Шаляпин, и предлагала очень хорошую оплату. Гонорар Шаляпина составлял 2000 рублей за трёхминутную запись! При этом исполнитель имел право забраковать любую не удавшуюся по его мнению запись.
2) Была введена цветовая дифференциация этикеток пластинок: пластинки обычного качества выпускались с чёрной или зелёной этикеткой, их цена в России была 2-3 рубля; высшего - например, с белой, розовой, оранжевой или красной этикеткой, их цена доходила до 15-ти рублей. На пластинках высшего качества выпускались только исполнители экстра-класса. В итоге продукция для "массового потребителя" с больш'ими тиражами была относительно дешёвой, а продукция для высшего общества, которая имела меньшие тиражи, -- дорогой.

На фотографиях: Ф.И. Шаляпин слушает граммофон; красная этикетка пластинки английского производства с записью Шаляпина; розовая этикетка пластинки отечественного производства с голосом Л.В. Собинова; справа показан "индекс Берлинера" -- список мировых знаменитостей, записаных фирмой "Граммофон", с конверта плаcтинки производства DGA (немецкий "Граммофон") 1930-х гг.

Слайд №13
---------
Граммофон -- история торговой марки "Голос хозяина".
Первоначально на этикетках пластинок "Граммофон" был изображён ангел, пишущий молитву "Отче наш". В России он получил другое название -- "Пишущий Амур". Всемирную известность приобрела, однако, другая торговая марка -- с изображением собачки, которая слушает голос своего хозяина.

История этой картины такова: её автором был художник Френсис Барро, который изобразил как собака Ниппер (можно перевести -- "Кусака"), принадлежавшая его умершему брату, слушает фонограф. Художник подумал, что собака хочет услышать голос своего бывшего хозяина, и написал картину -- собачка слушает фонограф Эдисона. С этой картиной он обратился в европейское отделение компании Эдисона, но там никакого энтузиазма не встретил. Тогда, по совету друзей, он обратился к конкурентам Эдисона -- фирму "Граммофон и пишущая машинка". Конкуренты Эдисона идею одобрили, но попросили перерисовать фонограф на граммофон, что и было сделано. В конце 1899 года Френсис Барро продал право воспроизведения его картины и все авторские права компании "Граммофон" за 100 фунтов стерлингов. На картине изображена собачка, слушающая голос хозяина с усовершенствованого граммофона системы Джонсона. В 1900 году Берлинер вывез картину в Америку, где она стала употребляться как логотип компании "Виктор".

Торговая марка "Голос хозяина" была зарегистрирована и использовалась дочерними компаниями фирм "Граммофон" и "Виктор" по всему миру (кроме России) в течение 70-ти лет. В настоящее время её использвание ограничено из-за правовых переделов в западной звукозаписывающей индустрии. Широко она применяется лишь на территории Японии компанией JVC (Japanese Victor Company), основанной в 1927 за два года до смерти Эмиля Берлинера.

На фотографии справа изображён художник Френсис Барро на фоне своей знаменитой картины.

Слайд №14
---------
Значительным этапом в истории звукозаписи было внедрение электрического процесса, когда вместо рупора и слюдяной мембраны, звук стал записываться через микрофон и усилитель, и передаваться на электромагнитный рекордер. Этому предшествовало изобретение Ли де Форестом в 1904 году трёхэлетродной электронной лампы -- триода, серийное производство которой было налажено в 1908 году. Триод использовался в усилителях слабого сигнала первоначально для передачи речи по трансатлантическому кабелю. В 1916 году телефонной компанией Белла (AT&T) был изобретён чувствительный конденсаторный микрофон и в 1925 её отделение Western Electric поставило на фирму "Виктор" аппаратуру электрозаписи. Независимо электрозапись была внедрена Эдисоном и фирмой "Колумбия". После 1926 года акустическая запись перестала использоваться.

Первый рекордер 1925 года позволил расширить частотный диапазон записи до 50-6000 Гц, более поздние варианты -- до 10 КГц.

На фотографиях: радиолампа 1914 года выпуска; схема конденсаторного микрофона; конденсаторный микрофон Фирмы "Нойман" 1928 года выпуска, в баллоне под капсюлем находится усилитель; далее -- электромагнитный рекордер; справа -- этикетка пластинки "Виктор", сверху и снизу видны буквы "VE", которые расшифровываются как "Victor Electric"; большая фотография -- электромагнитный рекордер системы Эдисона.

Слайд №15
---------
Студия фирмы "Виктор" до и после внедрения электрозаписи.
Две записи Ф.И. Шаляпина: одна акустическая (ориентировочно 1907 год), другая электрическая (концертная запись 1928 года в театре "Ковент Гарден").

Слайд №16
---------
Применение электрозаписи -- изобретение электромагнитного звукоснимателя (первый патент взят в 1912 году) позволило использовать запись на пластинки в качестве звукового сопровождения кино и в "репортёрских" целях для сохранения радиопередач. Тогда же была введена скорость вращения пластинок 33 1/3 об/мин, -- первоначально это был "профессиональный" формат: одна пластика диаметром 40 сантиметров звучала 11 минут -- ровно столько занимала 1 бобина с кинолентой.

Премьера первого звукового фильма "Дон Жуан" состоялась 6 августа 1926 года.

Пример записи радиопередачи -- Эрнст Резерфорд рассказывает о первом искусственном превращении химических элементов.

Слайд №17
---------
Последнее принципиальное изменение -- введение магнитофона в тракт студийной звукозаписи: запись сначала осуществляется на магнитофон, затем монтируется, и уже с так называемой "мастер-ленты" изготавливается матрица для печати (прессовки) пластинок. На Запеде внедрено в конце 1940 годов, в СССР -- на трофейном немецком оборудовании с 1947 года.

Запись на железную проволоку впервые предложена американским изобретателем Оберлином Смитом, прибор не уцелел. В 1898 году датский изобретатель Вольдемар Пулсен предолжил идею телеграфона -- аппарата для записи звука на навитую на цилиндр проволоку. Патентное бюро отказалось выдать Пулсену патент без постройки прибора -- его теория противоречила тогдашним представлениям о магнетизме. Аппарат был создан "в железе" и привлёк большой интерес на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Этим же годом датируется самая старая из сохранившихся магнитофонных записей -- голос императора Австрии Франца-Иосифа. Позднее в США было организовано серийное производство магнитофонов, при этом запись осуществлялась на хранившуюся на бобинах проволоку. Опыты с магнитной записью в Гемании начались в 1928 году на фирме "Телефункен", именно с этой страной связано изобретение высокочастотного подмагничивания при записи и ацетатной плёнки как основы. Классический плёночный бобинный магнитофон был выпущен в 1934 году фирмой AEG -- подразделением известного концерна "ИГ Фарбениндустри". В настоящее время часть ранних магнитных записей великих немецких дирижёров Вильгельма Фуртвенглера и Герберта фон Караяна хранится в России.

Слайд №18
---------
Некоторые даты из истории звукозаписи в дореволюционной России.
Пример записи фирмы "Колумбия" -- марш "Тоска по родине".

Слайд №19
---------
Этикетка пластинок "Зонофон" русского производства.
"Luxophone" -- первоначальная этикетка компании "Метрополь-рекорд", -- будущего послереволюционного Апрелевского завода, сыгравшего значительную роль в истории звукозаписи в ранние годы Советской власти.

Слайд №20
---------
Некоторые даты из истории послереволюционной звукозаписи в России.
1920-е годе -- относительно малотиражное производство на оборудовании бывшей фабрики "Метрополь-рекорд" и завода фирмы братьев Пате.

1931 -- изобретение профессором Шориным аппарата, где запись звука осуществлялась механическим способом на замкнутую в петлю киноленту. 1 ленты хватало на 8 часов записи. Тиражирование не предусматривалось. "Шоринофон" применялся как репортёрский магнитофон, а также для записи звука в кино. Именно на такой прибор была осуществлена первоначальная запись звука кинокомедии "Весёлые ребята".

1933 -- организован Грампласттрест Народного комиссариата тяжёлой промышленности. Начата сквозная нумерация матриц, продолжавшаяся до 1969 года. Тиражи пластинок сравнялись и в разы превзошли дореволюционные.

На фотографии -- этикетка пластинки 1937 года выпуска Ногинского завода (крупнейший довоенный завод СССР, рассчитаный по плану на производство 90 млн. дисков в год).

Слайд №21
---------
Этикетки грампластинок различных заводов СССР (1950-е годы и позже).
Слева направо: Апрелевский завод, Ленинградский завод, Рижский завод (бывший "Беллакорд"), Ташкентсткий завод и местная промышленность г. Львова.

Внизу для сравнения -- довоенная этикетка DGA "Полидор" конец 1920-х -- 1930-е годы и этикетка завода "Аккорд" (Ленинград) 1962 года.

Слайд №22
---------
Конверт пластинки формата "Гранд" прозводства Апрелевского завода, 1950-е годы. На увеличенном фрагменте виден тираж -- 10 млн. экземпляров.

Некоторые интересные звукозаписи советского периода:
1) "Песня о партии", запись 1937 года -- до 1943 официальный партийный гимн. В 1943 году с новыми словами эта музыка стала гимном СССР. Интересно, что в 1937 году это была уже, в общей сложности, третья редакция музыки и слов. Первоначально музыка была от той самой песни, где говорилось, что "Жить стало лучше, жить стало веселей".

2) Фрагмент выступления И.В. Сталина перед избирателями Московского округа в Большом театре СССР в 1936 году. По-моему, так ничего конкретного он и не сказал.

3) "Охотничья сказка", запись 1948 года. Исполняют Натан Эфрос и Петр Ярославцев. Слова народные.

4) "Звуки джаза", запись 1937 года. Исполняет оркестр под управлением Александра Цфасмана. Автор -- А.Н. Цфасман. Джаз в СССР был, большей частью, запрещён, поэтому на этикетке переиздания 1950-х годов значится просто "Быстрый танец". Эта запись не подвергалась никакой реставрации.
Record Mini-Discography: Multimedia & other > From the history of gramophone
Label Catalog No Mx/Ctr No Take Order No Censorial No Additional information
> Multimedia & other
No data for reverse side
Title Name: From the history of gramophone
Language(s) or Ethnics:
Artist(s):
Composer:
Lyrics By:
Accompaniment Type:
Bandmaster or conductor:
Recording Place:
Transfer speed:
Record size:
Additional keywords:  
Label file size: 43.7 KB | 512x384 px | Audio file size: 66.5 MB | 21:24
Hits: 9668 | Label downloads: 300
Added by: avg | 26.01.2009 00:56 | Last updated by:  bernikov | 31.12.1969 19:00
Rating:
5.67 (3 votes)
 
Artistic value: 0.00 (0 votes)
Сollectable value: 0.00 (0 votes)
Label quality: 0.00 (0 votes)
 
Author Comment
There are no comments for this item
 
 

Powered by 4images © 2002 Template by Karcher © 2005

About this siteTerms of UsePrivacy StatementLinksContact UsGuestbook