указатель этикеток  ▪  указатель имён муз. автомат  ▪  избранное  ▪  участники  ▪  помощь  ▪  о сайте  ▪ english

Главная > . . > . . > Темпо

Лучшие экспонаты  |  Комментарии  |  Поиск


Темпо [Просмотров: 24090]
Обсудить на форуме [0]

Когда коллекционеры говорят о владельце этикетки "Tempo" ОТТО ШТАМАНе (Otto Stahmann), как о фактически монополисте на предвоенном рынке дешёвых пластинок, то по большому счёту самое важное этим уже сказано. На всех этикетках из Дома О. ШТАМАН значительно отразился подход "гибкого" реагирования на спрос и "рачительного" использования производственных мощностей.

Естественно в таких условиях акцент переносится на размножение шлягеров и артистическая составляющая переходит на второй план. Так в анонсах на фирменных конвертах нередко указывались только каталожные номера и заголовки издаваемых музыкальных произведений. К именам же исполнителей, объявленных на этикетке, надо относиться весьма осторожно. Известны случаи, когда один артист получал даже на регулярных изданиях несколько псевдонимов и, напротив, несколько исполнителей записывались под одним псевдонимом. В свою очередь в составе безымянных квартетов могут скрываться известные музыканты, которые играли в студии иногда на несвойственных им инструментах и оплачивались по "единому тарифу". (Правда напоминает "шабашку"?) Наверно, сложно будет восстановить в полном объёме эту неожиданную сторону творчества некоторых известных артистов. Послевоенные тиражи отличаются новой волной "переименований", которые очень сложно назвать псевдонимами. Случалось, что на пластинках, выпущенных с одной матрицы, но в разных секторах освобождённой Германии, были указаны разные исполнители.

Дискография Дома О. ШТАМАН также носит отпечаток очевидной ориентации на широкого потребителя, характерный для всего периода деятельности и для всех лэйблов. Распространённый в отрасли обычай реанимировать записи под новыми этикетками получил статус производственной технологии. Особенно любимые матрицы несколько раз переиздавались под разными этикетками фирмы (при этом часто с новой "напарницей" на обратной стороне). В самом начале выпускались даже 20-сантиметровые пластинки марки "ORI", на которых дублировались записи вышедшие на дисках обычного размера. Из списка переизданий не были исключены даже матрицы, записанные в ранний период артистами "неарийского происхождения", чьи выступления в Рейхе были позже запрещены и которые в то время уже находились заграницей.

Повторные выпуски записей получали новые каталожные номера, но оставленные реальные номера матриц позволяют проследить их "путь" в дискографии. Проиллюстрируем сказанное на примере выставленной в данном разделе матрице под номером 13489. Изначально она была нарезана ещё в 1929 г. на фабрике Германа Айзнера (основная этикетка Artiphon) под номером 3489. После банкротства владельца она переходит к О. Штаману и регистрируется в его журналах под своим номером с предпоставленной единицей. В период роста новой фирмы матрица издавалась как минимум один раз под этикеткой Brillant-Special (кат. 375) и на последующем этапе на двух пластинках Tempo (кат. 728 и 5061) и каждый раз с новой обратной стороной. При этом существует два варианта Tempo 5061 - с рассматриваемой записью и без. Иные матрицы, унаследованные от Artiphon, переиздавались даже в послевоенный период.

Следы, оставленные Отто Штаманом в истории грамзаписи, можно разделить на три группы. Фаза роста начинается с основания в 1931 году в Берлине фирмы Schallplattenindustrie Otto Stahmann – Brillant AG и носит отпечаток деятельности человека делового склада. Нехватка мощностей и специального опыта компенсируется поиском партнёров (например, сотрудничество с звукозаписывающей фирмой Tonographie GmbH) и приобретением недорого имущества банкротов (Artiphon, Biberphon). На базе купленного ноу-хау проводятся даже эксперименты с гибкими пластинками. В 1932 г. впервые звучит слово "Tempo" в названии одной из фирм О. Штамана. Первые грампластинки GROHAG, ORI и BRILLIANT выходят с красными этикетками одного дизайна. Примерно в 1933 г. прекращается сотрудничество с артистами еврейской национальности и появляются этикетки коричневого цвета BRILLANT SONDERKLASSE и BRILLANT-SPECIAL.

С середины 1937 года наступает этап расцвета. Новая фабрика в Бабельсберге под Берлином работает на полную мощность, производство оптимизировано и штампуются пластинки только стандартного размера. Работа в звуковой студии как и прежде сводится до минимума, если учесть количество переизданий старых матриц. Основная фирма переименовывается в Tempo Schallplatten GmbH Otto Stahmann и с этого момента издаётся новая основная этикетка TEMPO.

С завершением войны начинается хаотический период, приведший к возникновению двух новых производителей грампластинок и переезду фирмы TEMPO под Мюнхен.

Отто Штаман решил не попадать в руки "русских". Перед вступлением Красной армии в Берлин О. Штаману в условиях разрухи конца войны удаётся каким-то образом (!) вывезти на запад страны часть матриц (и как подозревают часть оборудования) из Бабельсберга. Пройдя несколько этапов на своём пути, беженец осел под Мюнхеном, где основал фирму Schallplattenfabrik Special-Record GmbH. Кроме знакомой этикетки TEMPO он выпускал пластинки SPECIAL-RECORD и UNION-RECORD. В первое время использовалось прессовочное оборудование фабрики в Дипхольце (Diepholz) в Нижней Саксонии. В отношении репертуара всё осталось по-старому: в первую очередь записывались кавер-версии хитов больших фирм, а под псевдонимами можно обнаружить иногда очень известных исполнителей 50-х. Новая фирма присутствовала на граммофонном рынке ФРГ ещё в эпоху "сорокапяток".

Матрицы О. Штамана дооккупационного периода переиздавались после войны не только в Мюнхене (соответственно в Дипхольце). Неизвестно каким образом, но небольшое количество записей было выпущено в Ганновере под лэйблом Polydor. Эти матрицы определяются по префиксу ST. Интересно, что на пластинках наклеены полидоровские этикетки двух типов - военного и послевоенного времени, которые объединяет одно свойство: на них независимо от действительности указан один и тот же исполнитель.

В описываемый период на сцене появляется Отто Штаман (младший). Это безусловно трагическая личность. Рабочие на фабрике его отца называли его бездельником. Убедить Советскую военную администрацию в том, что он непричастен к мировоззрению отца и унаследовать покинутую фабрику в Бабельсберге ему не удалось. Против доминирования поддерживаемого Советской администрацией Lied der Zeit GmbH (основная этикетка AMIGA) он не устоял. Его коллеги в западных секторах испытывали к нему неприязнь и называли его "советским шпионом", очевидно из-за того, что он не хотел иметь ничего общего с подозреваемым в близости к нацистскому режиму отцом.

Так или иначе с некоторой долей уверенности можно утверждать, что благодаря деятельности О. Штамана (младшего) так называемые "матрицы Тэмпо" выходили в советской оккупационной зоне на этикетках AMIGA и TEMPO-ELITE, а в западных секторах Берлина на COMET и METROPHON.

Остаётся лишь добавить, что часть оборудования фабрики в Бабельсберге была вывезена в Советский Союз и использована в строительстве завода на Цветочной улице в Ленинграде. А оставшиеся фонды перешли в пользование возглавляемого Эрнстем Бушем (Ernst Busch) издательства грампластинок и музыкальной литературы Lied der Zeit GmbH.
 
Конверты (1)
Tempo (25 см) (mgj)
Tempo (25 см) (mgj)

 

       
 
Кат. №
(Матр. №)▼
Ва-
ри-
ант
Наименование произведения (Композитор)Исполнитель, АккомпанементДата записи
Место записи
Дата изготовл.
Издание (-я)№ Заказа
[Рефер.№]
Файлы
447
(13491)
русский, румынскийцыганский оркестр
Стенька Разин, народная песня
Цыганский оркестр Жана Гулеско, акк. Жан Гулеско (скрипка), дирижёр Жан Гулеско~02-1929
Берлин
Фоникорд447
15
(3491)
Бриллиант-Спесиал447
447
(13491)
Темпо, Артифон447
3491
375
(13489)
русскийцыганский оркестр
Казбек, народная песня
Цыганский оркестр Жана Гулеско, акк. Жан Гулеско (скрипка), дирижёр Жан Гулеско~02-1929
Берлин
Фоникорд(3489)
Бриллиант-Спесиал375
(13489)
728
(13489)
русскийцыганский оркестр
Казбек, народная песня
Цыганский оркестр Жана Гулеско, акк. Жан Гулеско (скрипка), дирижёр Жан Гулеско~02-1929
Берлин
Темпо, Артифон(3489)
11
(3123I)
немецкийтенор с оркестром
Волжская песня ("Один, опять один!") (Das Wolgalied ("Allein, wieder allein!")) (оперетта «Царевич», акт 1) (Франц Легар, слова Хайнц Райхерт, Бела Йенбах, по мотивам: Габриела Запольская (Мария Габриела Яновская, урожденная Корвин-Петровская): пьеса «Царевич»)
Рудольф Рейнхард Зоргер, акк. оркестр, дирижёр Ферди (Фердинанд) Кауфман~09-1932
Берлин
DeBeGe11
2023
(3123I)
Темпо, Бриллиант-Спесиал11
11
(3123)
11
(3107s)
русский, немецкийоркестр
Русская народная песня попурри (Russisches Volkslieder-Potpourri)
Оркестр, дирижёр Ferdy Kauffman~07-1932
Berlin, Tonographie Studios, Potsdamer Str 122
Бриллиант-Спесиал11
(3107s)
русскийоркестр
Попурри из русских народных песен
оркестр, дирижёр Ферди (Фердинанд) Кауфман~06-1932
Берлин
DeBeGe11
2023
(3107S)
Темпо, Бриллиант-Спесиал11
11
(3107s)
E 4002
(1861)
русский, немецкий
Очи чёрные (Schwarzen Augen), цыганский романс (аранж. Феррари)
Курт Видман, акк. оркестр11-1942
Берлин
ТемпоE 4002
5093
(1715)
русский, немецкийтанцевальный оркестр
Попурри на темы цыганских романсов
Оркестр Хорста Винтера, акк. оркестр, дирижёр Хорст Винтер1941Темпо5093
5061
(1688)
I
немецкийтанцевальный оркестр
Моя звезда (Spatzenkonzert), интермеццо (Erich Börschel & Rudolf Burkhardt, слова Peter Igelhoff)
Emanuel Rambour mit seinem Tanzorchester~05-1941
Берлин
Артель "Грампластмасс" (послевоенная нумерация)5061
117
Артель "Грампластмасс" (прочие)5061
1688
5048
(1663)
итальянскийтанцевальный оркестр
Говори мне о любви, Мариу (Parlami d’amore, Mariù), фокстрот (Кинофильм «Gli uomini, che mascalzoni») (Чезаре Андреа Биксио, аранж. Уго Рауш)
Хуан Ёссас со своим оркестром03-1941
Берлин
ЛЭФ (3-я нумерация)159
5065
(1620)
русский, немецкийsalonorchester
Романс фа минор, оп.5 (Пётр Ильич Чайковский)
Эмануэль Рамбур, акк. orchestra, дирижёр Эмануэль Рамбур~~02-1941
Berlin Potsdam-Babelsberg
Темпо
5019
(1576)
русскийmale quartett
Stenka Rasin, народная песня
Heyn-Quartett (members of the German Opera House of Berlin)Темпо
немецкийmale quartett with orchestra
Stenka Rasin, оперетта (Operetta «Der Zarewitsch», акт I) (Russian traditional)
Heyn-Quartett (members of the German Opera House of Berlin), акк. orchestra, дирижёр Jo Alex, соло Erich Heyn (Bass vocal)~04-1940
Berlin
немецкийmale quartett with orchestra
Стенька Разин (Stenka Rasin), оперетта (Operetta «Der Zarewitsch», акт I) (Russian traditional, по мотивам: Габриела Запольская (Мария Габриела Яновская, урожденная Корвин-Петровская): )
~04-1940
Берлин
5019
(1575)
немецкийmale quartett with orchestra
Wolgalied (Es steht ein Soldat am Wolgastrand), оперетта (Operette «Wolgalied») (Léhar)
Heyn-Quartett (members of the German Opera House of Berlin), акк. orchestraТемпо
немецкийmale quartett with orchestra
Wolgalied (Es steht ein Soldat am Wolgastrand), оперетта (Operetta «Der Zarewitsch», акт I) (Franz Léhar, слова Franz Lehár / Béla Jenbach, Heinz Reichert)
Heyn-Quartett (members of the German Opera House of Berlin), акк. orchestra, дирижёр Jo Alex, соло Erich Heyn (Bass vocal)~04-1940
Berlin
немецкийmale quartett with orchestra
Песня Волги (солдат на берегу Волги) (Wolgalied (Es steht ein Soldat am Wolgastrand)) (оперетта «Царевич», акт I) (Франц Легар, слова Хайнц Райхерт, Бела Йенбах, по мотивам: Габриела Запольская (Мария Габриела Яновская, урожденная Корвин-Петровская): пьеса «Царевич»)
Heyn-Quartett (члены Немецкой оперы в Берлине), акк. оркестр, дирижёр Jo Alex, соло Erich Heyn (Bass vocal)~04-1940
Берлин
447
(917)
немецкийtenor with orchestra accompaniment
Wolgalied, оперетта (Der Zarewitsch «Operetta») (Franz Lehár, слова Béla Jenbach, Heinz Reichert)
Kapelle: Walter Raatzke. Gesang: Opernsänger Hugo Manzoni, акк. orchestra, дирижёр Walter Raatzke~04-1936
Berlin
Темпо, Бриллиант-Спесиал447
(917)
  Скорость воспроизведения 0 об/мин, время звучания 0
 
Фильтр: 

О сайтеУсловия использованияКонфиденциальностьСсылкиПишите намГостевая