Когда коллекционеры говорят о владельце этикетки "Tempo" ОТТО ШТАМАНе (Otto Stahmann), как о фактически монополисте на предвоенном рынке дешёвых пластинок, то по большому счёту самое важное этим уже сказано. На всех этикетках из Дома О. ШТАМАН значительно отразился подход "гибкого" реагирования на спрос и "рачительного" использования производственных мощностей.
Естественно в таких условиях акцент переносится на размножение шлягеров и артистическая составляющая переходит на второй план. Так в анонсах на фирменных конвертах нередко указывались только каталожные номера и заголовки издаваемых музыкальных произведений. К именам же исполнителей, объявленных на этикетке, надо относиться весьма осторожно. Известны случаи, когда один артист получал даже на регулярных изданиях несколько псевдонимов и, напротив, несколько исполнителей записывались под одним псевдонимом. В свою очередь в составе безымянных квартетов могут скрываться известные музыканты, которые играли в студии иногда на несвойственных им инструментах и оплачивались по "единому тарифу". (Правда напоминает "шабашку"?) Наверно, сложно будет восстановить в полном объёме эту неожиданную сторону творчества некоторых известных артистов. Послевоенные тиражи отличаются новой волной "переименований", которые очень сложно назвать псевдонимами. Случалось, что на пластинках, выпущенных с одной матрицы, но в разных секторах освобождённой Германии, были указаны разные исполнители.
Дискография Дома О. ШТАМАН также носит отпечаток очевидной ориентации на широкого потребителя, характерный для всего периода деятельности и для всех лэйблов. Распространённый в отрасли обычай реанимировать записи под новыми этикетками получил статус производственной технологии. Особенно любимые матрицы несколько раз переиздавались под разными этикетками фирмы (при этом часто с новой "напарницей" на обратной стороне). В самом начале выпускались даже 20-сантиметровые пластинки марки "ORI", на которых дублировались записи вышедшие на дисках обычного размера. Из списка переизданий не были исключены даже матрицы, записанные в ранний период артистами "неарийского происхождения", чьи выступления в Рейхе были позже запрещены и которые в то время уже находились заграницей.
Повторные выпуски записей получали новые каталожные номера, но оставленные реальные номера матриц позволяют проследить их "путь" в дискографии. Проиллюстрируем сказанное на примере выставленной в данном разделе матрице под номером 13489. Изначально она была нарезана ещё в 1929 г. на фабрике Германа Айзнера (основная этикетка Artiphon) под номером 3489. После банкротства владельца она переходит к О. Штаману и регистрируется в его журналах под своим номером с предпоставленной единицей. В период роста новой фирмы матрица издавалась как минимум один раз под этикеткой Brillant-Special (кат. 375) и на последующем этапе на двух пластинках Tempo (кат. 728 и 5061) и каждый раз с новой обратной стороной. При этом существует два варианта Tempo 5061 - с рассматриваемой записью и без. Иные матрицы, унаследованные от Artiphon, переиздавались даже в послевоенный период.
Следы, оставленные Отто Штаманом в истории грамзаписи, можно разделить на три группы. Фаза роста начинается с основания в 1931 году в Берлине фирмы Schallplattenindustrie Otto Stahmann – Brillant AG и носит отпечаток деятельности человека делового склада. Нехватка мощностей и специального опыта компенсируется поиском партнёров (например, сотрудничество с звукозаписывающей фирмой Tonographie GmbH) и приобретением недорого имущества банкротов (Artiphon, Biberphon). На базе купленного ноу-хау проводятся даже эксперименты с гибкими пластинками. В 1932 г. впервые звучит слово "Tempo" в названии одной из фирм О. Штамана. Первые грампластинки GROHAG, ORI и BRILLIANT выходят с красными этикетками одного дизайна. Примерно в 1933 г. прекращается сотрудничество с артистами еврейской национальности и появляются этикетки коричневого цвета BRILLANT SONDERKLASSE и BRILLANT-SPECIAL.
С середины 1937 года наступает этап расцвета. Новая фабрика в Бабельсберге под Берлином работает на полную мощность, производство оптимизировано и штампуются пластинки только стандартного размера. Работа в звуковой студии как и прежде сводится до минимума, если учесть количество переизданий старых матриц. Основная фирма переименовывается в Tempo Schallplatten GmbH Otto Stahmann и с этого момента издаётся новая основная этикетка TEMPO.
С завершением войны начинается хаотический период, приведший к возникновению двух новых производителей грампластинок и переезду фирмы TEMPO под Мюнхен.
Отто Штаман решил не попадать в руки "русских". Перед вступлением Красной армии в Берлин О. Штаману в условиях разрухи конца войны удаётся каким-то образом (!) вывезти на запад страны часть матриц (и как подозревают часть оборудования) из Бабельсберга. Пройдя несколько этапов на своём пути, беженец осел под Мюнхеном, где основал фирму Schallplattenfabrik Special-Record GmbH. Кроме знакомой этикетки TEMPO он выпускал пластинки SPECIAL-RECORD и UNION-RECORD. В первое время использовалось прессовочное оборудование фабрики в Дипхольце (Diepholz) в Нижней Саксонии. В отношении репертуара всё осталось по-старому: в первую очередь записывались кавер-версии хитов больших фирм, а под псевдонимами можно обнаружить иногда очень известных исполнителей 50-х. Новая фирма присутствовала на граммофонном рынке ФРГ ещё в эпоху "сорокапяток".
Матрицы О. Штамана дооккупационного периода переиздавались после войны не только в Мюнхене (соответственно в Дипхольце). Неизвестно каким образом, но небольшое количество записей было выпущено в Ганновере под лэйблом Polydor. Эти матрицы определяются по префиксу ST. Интересно, что на пластинках наклеены полидоровские этикетки двух типов - военного и послевоенного времени, которые объединяет одно свойство: на них независимо от действительности указан один и тот же исполнитель.
В описываемый период на сцене появляется Отто Штаман (младший). Это безусловно трагическая личность. Рабочие на фабрике его отца называли его бездельником. Убедить Советскую военную администрацию в том, что он непричастен к мировоззрению отца и унаследовать покинутую фабрику в Бабельсберге ему не удалось. Против доминирования поддерживаемого Советской администрацией Lied der Zeit GmbH (основная этикетка AMIGA) он не устоял. Его коллеги в западных секторах испытывали к нему неприязнь и называли его "советским шпионом", очевидно из-за того, что он не хотел иметь ничего общего с подозреваемым в близости к нацистскому режиму отцом.
Так или иначе с некоторой долей уверенности можно утверждать, что благодаря деятельности О. Штамана (младшего) так называемые "матрицы Тэмпо" выходили в советской оккупационной зоне на этикетках AMIGA и TEMPO-ELITE, а в западных секторах Берлина на COMET и METROPHON.
Остаётся лишь добавить, что часть оборудования фабрики в Бабельсберге была вывезена в Советский Союз и использована в строительстве завода на Цветочной улице в Ленинграде. А оставшиеся фонды перешли в пользование возглавляемого Эрнстем Бушем (Ernst Busch) издательства грампластинок и музыкальной литературы Lied der Zeit GmbH. |