"Cristal-Electro" (Кристал-Электро, с ударением на первом слоге) – частная фабрика граммофонных пластинок, основанная в 1931 году в Варшаве. Это была маленькая фирма, пластинки которой стоили дешевле, чем диски других марок; это было обусловлено тем, что в фирменной студии не записывались известные певцы-солисты (такие, как Мечилав Фогг, Адам Астон и другие). Кроме того, пластинки "Кристал-Электро" изготовлялись из материала низкого качества, из-за чего быстро приходили в негодность.
Первые пластинки фабрики известны под названием "Broadcast-Electro", но с фирменным логотипом "Кристала". Для собственно "Кристал-Электро" существует два типа этикеток, принципиально различных между собой по оформлению.
На пластинках этой фабрики в 1933 году сделали свои первые записи известные в будущем, а в то время молодые начинающие певцы – Альберт Гаррис (Albert Harris) под псевдонимом Альберт Хольм (Holm), и Януш Поплавский (Janusz Poplawski) под именем Ян Болеста (Bolesta). Причем записей Поплавского, сделанных для "Кристала", известно достаточно много – из этого можно сделать вывод, что в то время он либо имел постоянный контракт с этой фирмой, либо был солистом студийного оркестра.
Согласно каталогам, фабрика существовала еще в 1938 году, хотя последняя ее пластинка, известная коллекционерам, выпущена в 1935 г.
Джаз-оркестром "Кристал-Электро" с 1933 года совместно руководили Ежи Ледерман (Jerzy Lederman) и Павел Ринанс. Их предшественником короткое время был композитор и дирижер Якуб Каган (Jacob Kagan). Ежи Ледерман как дирижер имел свой собственный, своеобразный исполнительский стиль, который легко узнается на записях. Он же был и музыкальным руководителем студии "Кристал".
Ежи Ледерман родился 22 июля 1904 года, окончил Государственную Варшавскую консерваторию. Во время Холокоста он играл в еврейском театре-ревю "Femina". В 1945 году Ледермана назначили дирижером городского симфонического оркестра, с 1950 г. он был директором варшавской Государственной средней музыкальной школы №2.
Исполнители, чьи записи были сделаны на пластинках "Кристал-Электро":
- Альберт Гаррис;
- Януш Поплавский;
- Ришард Маррот – член хора Юранда [chór Juranda];
- дуэт "Корда" (Р.Маррот и Зигмунт Пиотровский) [Ryszard Marrot, Zigmunt Piotrowski];
- Нови (Винсент Новаковский, член хор Дана) [Novi]
- Стефан Сас-Яворский (Стефан Ярр) [Stefan Sas-Jaworski];
- Стефан Лясковский [Stefan Laskowski];
- Ян Виктор Тыховский и его гавайский оркестр [Wiktor Tychowski ze swą orkiestra];
- русский эмигрантский казачий хор п.у. Г.Слаткова;
- Олег Привалов;
- Петр Лещенко;
- Ники Лордо (псевдоним, настоящее имя не установлено);
- русский оркестр балалаек п.у. С.Красноперова;
- З.Вильчинская, Г.Врублевский, Рена Рунская, Мечислав Домский (декламация).
В начале деятельности фирмы было сделано много записей с английскими оркестрами и исполнителями – скорее всего, это были перепечатки с английских матриц. Копировались также немецкие записи, прежде всего классика. Для более поздних лет (1933 и дальше) характерны записи произведений польских эстрадных композиторов, и записи народных мелодий в исполнении оркестров Владислава Качинского и Болеслава Бухальского. Существовали и записи на идише, но их количество было очень небольшим.
Помимо тиража собственных записей, фирма "Кристал-Электро" активно занималась пиратством – как копированием матриц других фирм с присвоением матричных номеров "Кристала", так и простой перенаклейкой этикеток. Примером перенаклейки могут служить записи Олега Привалова, который имел контракт с фирмой "Бэллаккорд" в Риге – в тиражах "Кристала" они не имеют оттиснутых на массе пластинки матричных номеров этой фирмы. В 1934 году были сделаны пиратские копии четырех пластинок Петра Лещенко, оригиналами для которых послужили диски все того же "Бэллаккорда". Этим записям уже были присвоены тиражные номера "Кристал-Электро".
Фабрика "Кристал-Электро" не стала законодателем или образцом польской музыкаль-ной культуры межвоенного двадцатилетия. Она издавала очень скромные тиражи, особенно по сравнению с такими компаниями, как "Syrena Record" или "Columbia". Ее пластинки в то время можно было приобрести только в Варшаве, сейчас они встречаются редко и большей частью ценятся достаточно высоко. Однако фирменная студия стала для ряда молодых певцов "первою ступенью" к большой эстраде, а джаз-оркестр под управлением Ежи Ледермана оставил нам интересные, самобытные аранжировки польских шлягеров середины 30-х годов, которые обогатили польские музыкальные архивы.