label index  ▪  name index jukebox  ▪  lightbox  ▪  memberlist  ▪  help  ▪  about this site  ▪ russian

Home > . . > . . > Extraphone (diva, white) > The Volga Waves

Featured  |  Last Comments  |  Search


The Volga Waves (Волжские волны), waltz
 

 
The Volga Waves (Волжские волны), waltz
 
 zoom       mirror
 
 

details

on other languages: Русский

 Get code to share this record Download JPG file Download MP3 file Print label Send E-card


Base fundPre-Revolutionary recordings 
Россiя Духовой оркестръ
"Волжския волны"
(Новый модный вальсъ)
Собств. орк "Экстрафонъ"
№ 21635

From the collection of Yuri Bernikov
Mirror Transcription: ☆21635☆ Reverse side
Original matrix: Extraphone # 21635
Label Catalog No Mx/Ctr No Take Order No Censorial No Additional information
Extraphone > Extraphone (diva, white) 21635 Original matrix
Reverse Side 21636 ––//––
Title Name: The Volga Waves
Language(s) or Ethnics: russian | Catalog category: Brass orchestra | Genre (Music Category): Waltz
Artist(s): Orchesta "Extraphone"
Composer:
Lyrics By:
Accompaniment Type:
Bandmaster or conductor:
Recording Place:
Transfer speed: 78,26 RPM | Speed Measurement Method: Stroboscope 60 Hz
Record size: 25 cm | Label size: 90 mm
Additional keywords:  
Label file size: 2.2 MB | 3026x3036 px | Size of file MP3: 2.1 MB | 2:36 | 114 kbps x 48 kHz
Hits: 3025 | Label downloads: 32 | Audio downloads: 67
Added by: bernikov | 27.11.2013 02:18 | Last updated by:  bernikov | 13.02.2018 01:26
Rating:
 
Artistic value: 0.00 (0 votes)
Сollectable value: 0.00 (0 votes)
Label quality: 0.00 (0 votes)
Audio quality: 0.00 (0 votes)
 
Author Comment
Yuri Bernikov (bernikov)
Admin
Нашёл у себя в закромах пластинку с дореволюционной этикеткой, вводной и выводной дорожками и со звёздочками. Вполне возможно, что её отпечатали с дореволюционных матриц в советское время...
  27.11.2013 02:30
Offline User profile of Send an email message to    
Анатолий Б (An)
Member

Comments: 159
Join Date: 04.09.2010
bernikov wrote:
Нашёл у себя в закромах пластинку с дореволюционной этикеткой, вводной и выводной дорожками и со звёздочками. Вполне возможно, что её отпечатали с дореволюционных матриц в советское время...

Спасибо Юрий! У Вас замечательные закрома!
Со звездочками теперь все понятно. Получается, что звездочки уже были в штатном наборе Экстрафона (Особого значения не имеет, были это литеры или керны). До революции были.
  27.11.2013 08:00
Offline User profile of Send an email message to    
sgriff -- (sgriff)
Member
Могу предположить, что автор вальса А.В.Адлер:
"Волжские волны" (Воспоминание о Волге): Вальс: Для ф.-п.: Соч.20 Выходные данные - Царицын н/В Гольник б.г.
  27.11.2013 08:01
Offline User profile of Send an email message to http://marsches.zbord.ru/    
Yuri Bernikov (bernikov)
Admin
An wrote:
Со звездочками теперь все понятно. Получается, что звездочки уже были в штатном наборе Экстрафона (Особого значения не имеет, были это литеры или керны). До революции были.

Я думаю, что этот вывод несколько преждевременный. Начнём с того, что визуальнео не подтверждается утверждение о том, что выводная дорожка у ранних грампластинок делась во время записи на воск. При внимательном рассмотрении данной грампластинки становится совершенно очевидно, что выводная дорожка имеет другую форму: она гораздо шире и глубже, отсюда можно сделать вывод, что она добавлена позже. Я не думаю, что ранние аппараты грамзаписи вообще имели механизм для формирования входных и выходных дорожек – об этом в то время просто не думали, а необходимость в выводных дорожках возникла как следствие появления механизмов автостопов на более поздних аппаратах.
Позже могли быть добавлены и звёздочки вокруг “матричных” номеров у дореволюционных матриц для того, чтобы подчеркнуть тот факт, что конкретная пластинка изготовлена на советском производстве.

Для того, чтобы понять на каком этапе изготовления пластики быо удобнее всего делать вышеперечисленные изменения (т.е. добавления выводных канавок и звёздочек), давайте рассмотрим весь технологический процесс изготовления грампластинки. Как известо, он был 5-ти стадийный и изначально был разработан в конце 1902 года Элдриджем Джонсоном для фирм Виктор – Граммофон. Впоследствии он применялся всеми фирамами грамзаписи, включая и Экстрафон.

1-я стадия: запись на воск (wax). Восковый оригинал – это “позитив”, который даже можно проигрывать обыкновенной иглой (правда в результате проигрывания он портится). Сразу после окончания записи, в нерабочую область воска от руки наносился матричный номер. Он также вносился в журнал учёта записей. Воск – очень капризный материал: он может течь, к нему может прилипать пыль, его очень легко по-неосторожности повредить. Поэтому, с восками обращались очень бережно, хранили в специальных футлярах и старались как можно быстрее обработать.

2-я стадия: ”Мастер” (Master). В результате гальванопластинки оригинальная восковая матрица превращалась в металический ”мастер”. Мастер существует в единственном экземпляре, поскольку восковая матрица в процессе изготовления мастера разрушалась. Мастер является “негативом”, т.е. вместо канавок у него выпуклости, поэтому обыкновенной иглой его проигрывать нельзя (есть специальные иглы). Мастер хранится в архиве компании, и используется только для изготовлнеия одной или нескольких “мам” методом гальванопластинки. Утрата мастера невосполнима, поэтому его, как и воск, едва ли подвергали каким-либо опасным процедурам. К слову, изготовление “мамы” тоже опасная процедура, поэтому известны случаи утраты мастера при нарушении технологии процесса. Если мне не отказывает память, какие-то из записей речей Ленина были утрачени имеено в процессе изготовлнеия мамы.

3-я стадия: “Мама” (Mother) или 2-я матрица. Мама является позитивом, поэтому её можно проигрывать обыкновеной иголкой. Я думаю, что именно на маму легче добавлять выводную канавку самым безопасным и эффективным образом. Скорее всего выводная канавка продавливалась или прорезалась на специальном станке. В случае неудачи, операцию можно было повторять на другой маме. Результат можно было тут же проверить, проиграв деревянной иглой. На этом этапе могли наносится и какие-то номера, но тогда на готовой пластинке они были бы вогнутые, а не выпуклые.

4-я стадия: штамп (Stamper). Из одной мамы методом гальванопластинки можно было изготовить довольно большое количество штампов – по данным Говарда Фридмана порядка 500 и даже больше, но мне кажется, что средняя цифра 10. Штампы являются негативами. С одного штампа можно отпечатать порядка 1000 пластинок, после этого качество оттисков будет заметно деградировать. Я думаю, что штамп – это самое удобное место для нанесения ”матричного номера” (во многих случаях это повторение каталожного номера, как на этом Экстрафоне – истинный матричный номер часто находится под этикеткой и его плохо виден). Также на штамп часто наноситься “номер штампа”- порядковый номер гальванопластической копии с мамы. Штампы в большинстве случаев делались из меди, поэтому в оттиснуть в них номер стальной литерой не представляло труда. После революции вместе с ”матричным номером” на штампы стали наносить и ещё и звёздочки.

5-я стадия: готовая грампластинка. Как ни парадоксально, но таже на этой стадии тоже можно делать какие-то изменения, например приклеить поверх оригинальной этикетки какую-то другую. Также известны случаи исправления имён исполнителей, стрирания названий и др. Иногда трудно сказать, были ли те или иные исправления сделаны на заводе-изготовителе, или же каким-то из прежних хозяев грампластинки.

Сколько всего можно было изготовить грампластинок ? Если допустить, что при гальванопластике из одного оригинала можно изготовить порядка 10 копий, то получим следующее:

1 воск x 1 мастер x 10 мам x 10 штампов x 1000 оттисков = 100 тысяч.

При изготовлении милионных тиражей добавляли ещё две стадии – получался 7-стадийный процесс. При этом общий тираж мог достигать 10 миллионов.

Возможно, что в самый ранний период, некоторые пластинки печатали непосредственно “мастерами” (т.е. использовали 3-х стадийный процесс).

1 воск x 1 мастер x 1000 оттисков = 1000 пластинок
  27.11.2013 16:46
Offline User profile of Send an email message to    
Анатолий Б (An)
Member

Comments: 159
Join Date: 04.09.2010
bernikov wrote:
An wrote:
Со звездочками теперь все понятно. Получается, что звездочки уже были в штатном наборе Экстрафона (Особого значения не имеет, были это литеры или керны). До революции были.

Я думаю, что этот вывод несколько преждевременный. Начнём с того, что визуальнео не подтверждается утверждение о том, что выводная дорожка у ранних грампластинок делась во время записи на воск. При внимательном рассмотрении данной грампластинки становится совершенно очевидно, что выводная дорожка имеет другую форму: она гораздо шире и глубже, отсюда можно сделать вывод, что она добавлена позже. Я не думаю, что ранние аппараты грамзаписи вообще имели механизм для формирования входных и выходных дорожек – об этом в то время просто не думали, а необходимость в выводных дорожках возникла как следствие появления механизмов автостопов на более поздних аппаратах.
Позже могли быть добавлены и звёздочки вокруг “матричных” номеров у дореволюционных матриц для того, чтобы подчеркнуть тот факт, что конкретная пластинка изготовлена на советском производстве.

Для того, чтобы понять на каком этапе изготовления пластики быо удобнее всего делать вышеперечисленные изменения (т.е. добавления выводных канавок и звёздочек), давайте рассмотрим весь технологический процесс изготовления грампластинки. Как известо, он был 5-ти стадийный и изначально был разработан в конце 1902 года Элдриджем Джонсоном для фирм Виктор – Граммофон. Впоследствии он применялся всеми фирамами грамзаписи, включая и Экстрафон.

1-я стадия: запись на воск (wax). Восковый оригинал – это “позитив”, который даже можно проигрывать обыкновенной иглой (правда в результате проигрывания он портится). Сразу после окончания записи, в нерабочую область воска от руки наносился матричный номер. Он также вносился в журнал учёта записей. Воск – очень капризный материал: он может течь, к нему может прилипать пыль, его очень легко по-неосторожности повредить. Поэтому, с восками обращались очень бережно, хранили в специальных футлярах и старались как можно быстрее обработать.

2-я стадия: ”Мастер” (Master). В результате гальванопластинки оригинальная восковая матрица превращалась в металический ”мастер”. Мастер существует в единственном экземпляре, поскольку восковая матрица в процессе изготовления мастера разрушалась. Мастер является “негативом”, т.е. вместо канавок у него выпуклости, поэтому обыкновенной иглой его проигрывать нельзя (есть специальные иглы). Мастер хранится в архиве компании, и используется только для изготовлнеия одной или нескольких “мам” методом гальванопластинки. Утрата мастера невосполнима, поэтому его, как и воск, едва ли подвергали каким-либо опасным процедурам. К слову, изготовление “мамы” тоже опасная процедура, поэтому известны случаи утраты мастера при нарушении технологии процесса. Если мне не отказывает память, какие-то из записей речей Ленина были утрачени имеено в процессе изготовлнеия мамы.

3-я стадия: “Мама” (Mother) или 2-я матрица. Мама является позитивом, поэтому её можно проигрывать обыкновеной иголкой. Я думаю, что именно на маму легче добавлять выводную канавку самым безопасным и эффективным образом. Скорее всего выводная канавка продавливалась или прорезалась на специальном станке. В случае неудачи, операцию можно было повторять на другой маме. Результат можно было тут же проверить, проиграв деревянной иглой. На этом этапе могли наносится и какие-то номера, но тогда на готовой пластинке они были бы вогнутые, а не выпуклые.

4-я стадия: штамп (Stamper). Из одной мамы методом гальванопластинки можно было изготовить довольно большое количество штампов – по данным Говарда Фридмана порядка 500 и даже больше, но мне кажется, что средняя цифра 10. Штампы являются негативами. С одного штампа можно отпечатать порядка 1000 пластинок, после этого качество оттисков будет заметно деградировать. Я думаю, что штамп – это самое удобное место для нанесения ”матричного номера” (во многих случаях это повторение каталожного номера, как на этом Экстрафоне – истинный матричный номер часто находится под этикеткой и его плохо виден). Также на штамп часто наноситься “номер штампа”- порядковый номер гальванопластической копии с мамы. Штампы в большинстве случаев делались из меди, поэтому в оттиснуть в них номер стальной литерой не представляло труда. После революции вместе с ”матричным номером” на штампы стали наносить и ещё и звёздочки.

5-я стадия: готовая грампластинка. Как ни парадоксально, но таже на этой стадии тоже можно делать какие-то изменения, например приклеить поверх оригинальной этикетки какую-то другую. Также известны случаи исправления имён исполнителей, стрирания названий и др. Иногда трудно сказать, были ли те или иные исправления сделаны на заводе-изготовителе, или же каким-то из прежних хозяев грампластинки.

Сколько всего можно было изготовить грампластинок ? Если допустить, что при гальванопластике из одного оригинала можно изготовить порядка 10 копий, то получим следующее:

1 воск x 1 мастер x 10 мам x 10 штампов x 1000 оттисков = 100 тысяч.

При изготовлении милионных тиражей добавляли ещё две стадии – получался 7-стадийный процесс. При этом общий тираж мог достигать 10 миллионов.

Возможно, что в самый ранний период, некоторые пластинки печатали непосредственно “мастерами” (т.е. использовали 3-х стадийный процесс).

1 воск x 1 мастер x 1000 оттисков = 1000 пластинок
Юрий, я полностью согласен, скорее всего, так и происходил процесс создания пластинок. Один пункт меня немного смутил, у меня есть несколько пластинок того времени, на которых финализация выполнена на воске. Ошибки быть не может, я хорошо рассмотрел. Вы с такими сталкивались?
Насчет входных дорожек, Вы не представляете, как я удивился! Никогда толком не обращал на это внимания! Ставлю иглу, зашуршало и поехали. Сейчас посмотрел, действительно! Нет! Совсем нет!!! Нигде! Спасибо, век живи, век учись.
У меня к вам есть еще один вопрос: Регирер в своей книге пишет, что в СССР сходные дорожки нарезали на матрицах. Я посмотрел и не нашел ни единой пластинки, где нарезали матрицу. Либо вообще схода нет, либо выполнен на воске. Заинтересовался, перекопал около 200 пластинок! Сходы только на воске! Регирер ошибся? Или я не так понял? Чет как-то непонятно.
  29.11.2013 19:02
Offline User profile of Send an email message to    
Yuri Bernikov (bernikov)
Admin
An wrote:
Юрий, я полностью согласен, скорее всего, так и происходил процесс создания пластинок. Один пункт меня немного смутил, у меня есть несколько пластинок того времени, на которых финализация выполнена на воске. Ошибки быть не может, я хорошо рассмотрел. Вы с такими сталкивались?

Анатолий, Вы не будете возражать, если я задам уточняющий вопрос? Я не совсем понял, какого рода финализацию Вы имеете в виду - это добавление выводной канавки? И если да, то что Вас убедило в том, что она выполнена именно на воске, а не на “Маме” (3-я стадия)?

An wrote:
У меня к вам есть еще один вопрос: Регирер в своей книге пишет, что в СССР сходные дорожки нарезали на матрицах. Я посмотрел и не нашел ни единой пластинки, где нарезали матрицу. Либо вообще схода нет, либо выполнен на воске. Заинтересовался, перекопал около 200 пластинок! Сходы только на воске! Регирер ошибся? Или я не так понял? Чет как-то непонятно.

Я с удовольствием отвечу на все Ваши вопросы, но нам нужно определиться с терминологией: "матрица"- слишком общее слово. Ею называют и воск, и "Мастера", и "Маму", и "Штамп". Нарезать можно только на воск или на "Маму". У Регирер на странице 221 написано как раз о нарезании на воск, но речь там идёт о современных его времени аппаратах (книга вышла в 1940, значет речь идёт о конце 30-х годов). Мы же говорим о дореволюционных пластинках и соответственно дореволюционных аппаратах, которые, как я убеждён, ещё не имели приспособлений для формирования входной и выходной канавок на воске. Значит вывод один - канавку нарезали на "Маме".
P.S. Если Вас шокирует использование русских слов, то мы можем использовать английские - они являются общепринятыми. Кстати, я не нашёл у Регирера этих терминов, ровно как и описания 5-ти стадийного процесса. Мне кажется, что это основной недостаток его книги: вместо того, чтобы объяснить в трёх словах о чём идёт речь, он тут же бросается в описание деталей.
  30.11.2013 02:42
Offline User profile of Send an email message to    
Анатолий Б (An)
Member

Comments: 159
Join Date: 04.09.2010
bernikov wrote:
An wrote:
Юрий, я полностью согласен, скорее всего, так и происходил процесс создания пластинок. Один пункт меня немного смутил, у меня есть несколько пластинок того времени, на которых финализация выполнена на воске. Ошибки быть не может, я хорошо рассмотрел. Вы с такими сталкивались?

Анатолий, Вы не будете возражать, если я задам уточняющий вопрос? Я не совсем понял, какого рода финализацию Вы имеете в виду - это добавление выводной канавки? И если да, то что Вас убедило в том, что она выполнена именно на воске, а не на “Маме” (3-я стадия)?

An wrote:
У меня к вам есть еще один вопрос: Регирер в своей книге пишет, что в СССР сходные дорожки нарезали на матрицах. Я посмотрел и не нашел ни единой пластинки, где нарезали матрицу. Либо вообще схода нет, либо выполнен на воске. Заинтересовался, перекопал около 200 пластинок! Сходы только на воске! Регирер ошибся? Или я не так понял? Чет как-то непонятно.

Я с удовольствием отвечу на все Ваши вопросы, но нам нужно определиться с терминологией: "матрица"- слишком общее слово. Ею называют и воск, и "Мастера", и "Маму", и "Штамп". Нарезать можно только на воск или на "Маму". У Регирер на странице 221 написано как раз о нарезании на воск, но речь там идёт о современных его времени аппаратах (книга вышла в 1940, значет речь идёт о конце 30-х годов). Мы же говорим о дореволюционных пластинках и соответственно дореволюционных аппаратах, которые, как я убеждён, ещё не имели приспособлений для формирования входной и выходной канавок на воске. Значит вывод один - канавку нарезали на "Маме".
P.S. Если Вас шокирует использование русских слов, то мы можем использовать английские - они являются общепринятыми. Кстати, я не нашёл у Регирера этих терминов, ровно как и описания 5-ти стадийного процесса. Мне кажется, что это основной недостаток его книги: вместо того, чтобы объяснить в трёх словах о чём идёт речь, он тут же бросается в описание деталей.
Да, уж. С терминологией нужно разобраться в первую очередь. Заодно и опишу свое видение некоторых нюансов создания пластинок. Скорее всего, в процессе написания родятся и ответы на вопросы Юрия ко мне.
Под термином «Финализация» я понимаю наличие на пластинке сходной и кольцевой дорожек. Т.е.пластинка логически завершена, финализирована. Не финализированных пластинок много, например все пластинки с вертикальной записью фирмы ПАТЕ.
Диск из воскового состава я предлагаю называть просто «Воск».
Металлические диски, полученные при помощи воска, называть «Матрицы».
Необходимость в финализации возникла (как Юрий уже справедливо заметил) из-за появления на граммофонах автостопа.
Финализация могла быть выполнена по трем вариантам:
1. Финализация нарезанная на любых четных матрицах (2, 4, 6 и т.д.) при помощи специального станка, который очень похож на рекордер и повторяет все его технические параметры, но имеет резец по металлу и сверхнизкие обороты планшайбы. Еще на этом станке другой принцип крепления матрицы к планшайбе т.к. усилия, прикладываемые к ней намного больше, чем при обработке воска.
Я определяю по пластинке этот способ финализации наличием стыка конца звуковой дорожки нарезанной на воске с началом дорожки вырезанной на матрице. Поскольку настроить идеально одинаково два разных станка невозможно, всегда на стыке наблюдаются сдвиги дорожек, разная глубина нарезки, разная толщина дорожек, иногда даже ручная правка гравера.
2. Финализацию можно выполнять на воске. Для этого необходима небольшая доработка рекордера. На винте подачи режущей головки (с метрической резьбой) с правой стороны по оси винта закреплялась круглая ручка типа «вентиль» диаметром приблизительно 70-90мм. (Были и другие варианты, но остановимся на самом простом). Процесс записи воска выглядел примерно так: (самый распространенный вариант) сначала (после точной настройки рекордера) оператор вырезал замкнутую разметочную канавку на краю диска, далее вырезал замкнутую канавку у центра диска. (Эта канавка будет использована как финальная). После этого резец устанавливался в стартовое положение, и начиналась работа со студией. Когда нарезка фонограммы заканчивалась, оператор, не меняя режимов работы станка и наблюдая за резцом, крутил вентиль, резец плавно увеличивал шаг и при заходе на канавку у центра, головку с резцом поднимали. Станок останавливали.
Определить по пластинке такой способ финализации очень легко – в конце фонограммы, дорожка на пластинке плавно меняет шаг, без всяких стыков отделяется от поля нарезки, и доходит до кольца, вливаясь в него. Иногда по вилянию дорожки видно, как оператор рывками крутитил вентиль. В любом случае и финальная и звуковая дорожки непрерывны, имеют одинаковую глубину и ширину.
3. Третий вариант финализации я называю «смешанным». Суть в том, что использовались оба вышеописанных способа. Сход иглы выполнялся на воске рекордером. А замкнутый круг в центре на матрицах. В этом случае при записи на воске, оператор не вырезал замкнутого малого кольца. По окончании записи фонограммы, оператор выполнял операцию с вентилем, увеличивая шаг, но поднимал резец в нужный момент по разметке на планке подачи резца. После изготовления металлических матриц, на них вырезался малый круг, который стыковался со сходной дорожкой, выполненной на воске. Такой способ применяли для получения эксцентриситета канавки малого кольца. (Например, фирмы: Odeon, Parlophone, Columbia и др.) На таких пластинках при окончании проигрывания тонарм граммофона мотало из стороны в сторону, и автостоп срабатывал более уверенно.

Я не претендую по затронутой теме на полноту и абсолютную точность, поскольку конструктора постоянно экспериментировали с оборудованием, часть этих экспериментов и новшеств выживали, а часть канули в лета. Тем более не заявляю об открытии неизвестных нюансов. Вместе с этим, основные моменты (на мой взгляд) описаны. Прошу всех желающих дополнять, исправлять и критиковать. Особенно мне интересны замечания Романа, от которого не ускользнут неточности и заблуждения. Юрий, надеюсь, я сумел ответить на все Ваши вопросы о моем понимании описанных выше технологий?
  01.12.2013 07:15
Offline User profile of Send an email message to    
 
 

About this siteTerms of UsePrivacy StatementLinksContact UsGuestbook