указатель этикеток  ▪  указатель имён муз. автомат  ▪  избранное  ▪  участники  ▪  помощь  ▪  о сайте  ▪ english

Главная > . . > Книги > Отечественные певцы 1750 - 1917

Лучшие экспонаты  |  Комментарии  |  Поиск


Отечественные певцы 1750 - 1917
 

 
Отечественные певцы 1750 - 1917
 
    отзеркалить
 

подробности

на других языках: EnglishDeutsch

 Сохранить JPG файл Печать изображения Послать электронную открытку


Базовый фонд 
А.М.Пружанский
(Москва, 1991) 424 с., твёрдая обложка, том 1: А-П
(Москва, 2000) 400 с., твёрдая обложка, том 2: Р-Я, индекс

Богато иллюстрированный библиографический словарь Российских Отечественных оперных певцов

Из коллекции Юрия Берникова
Имя: Отечественные певцы 1750 - 1917
Дополнительная информация:
Издание (-я): Книги
Дополнительные ключевые слова: Пружанский, Prushanskij
Размер файла: 36.9 KB | 500x764 px
Просмотров: 8512 | Загрузок: 150
Рейтинг: 9.00 (4 голосов)
Добавлено: bernikov | 17.01.2007 20:51
 
 
Автор Комментарий
Юрий Берников (bernikov)
Администратор
Рецензия Анатолия Кузнецова
Солидный этот том, кажется, стал последним серьезным изданием фирмы, еще недавно славившейся своей превосходной книжной продукцией. (Вот и книга “Генрих Нейгауз. Воспоминания. Письма, Материалы”, готовившаяся там, вышла в другом месте.) Аркадий Михайлович Пружанский медленно, но верно долгие годы готовил этот уникальный справочник в двух частях и вот успел (!) выпустить первую. Здесь мы найдем все о русских певцах до 1917 года: их биографии, указание на их литературные и композиторские работы (в том числе неопубликованные) , библиографии основных работ о них, дискографии (хотя бы описательно) и даже портретные изображения в рисунках или на фотографиях. Справки даны предельно подробно, начиная от всех артистических имен (во всех браках и все псевдонимы) и кончая списками исполненных партий (в том числе “первые исполнения”) и партнеров. Но не только подробности подкупают, а сама манера изложения артистических биографий — с удивлением обнаруживаем, что энциклопедическую справку, оказывается, можно превратить в увлекательную миниатюру о жизни и деятельности артиста. Слава Богу, от академизма Большой Советской, Краткой литературной или Музыкальной энциклопедий отходим, так, подумалось, можно и справочники писать человеческим языком, не лишая их информативности и объективности. Автор сумел сухую информационность, неизбежную в издании такого типа, украсить штрихами — оценками и характеристиками. Оценки почерпнуты из известной или забытой, но хорошо изученной Пружанским литературы, вплоть до архивных источников; справочник, таким образом, вышел за свои формальные пределы и стал тяготеть к учебному пособию по истории русского вокального искусства, что, конечно, тоже можно поставить “в зачет” автору. Ему даже удается заострить внимание на отдельных выдающихся событиях в исполнительской практике того или иного певца, и это “особое” оттеняет “характерное”. Так, например, акцент на камерном репертуаре расширяет наши представления о возможностях оперного вокалиста, не просто напоминая и его творческом диапазоне, о репертуаре вообще, но о богатых голосовых возможностях. То, что Аделаида Больска (она же Скомпска, она же Шавинская, она же графиня Диенгейм-Брохоцка), “солистка Его Величества”, голос которой в опере был “каскадом жемчужных брызг”, была лучшей исполнительницей романсов Чайковского и Рахманинова, дает представление о точном месте этой певицы на русской сцене в конце прошлого — начале этого века. Внимание к отдельным партиям, обычно “смазанным” в специальной литературе, партиям, имевшим особое значение в карьере артиста и порой более значительным, чем привычные “репертуарные”, говорит об удивительной зоркости А. М. Пружанского. Умение найти градацию в творческих достижениях певцов делает эти биографические “медальоны” емкими и рельефными. Может быть, маловато в них указаний на “недостатки” и “просчеты”. Так, скажем, А. П. Боначич не справлялся со всем вагнеровским репертуаром (из-за этого в Большом театре в Москве так и не могли поставить “Тристана и Изольду”, Тристан Боначича оказался провалом), это можно было отметить. Иногда автор изменяет своей методе избегать общих слов, давать аргументированные мини-характеристики от себя или цитируя авторитетные источники, это касается прежде всего певцов XVIII—первой половины XIX века; как хорошо было бы услыхать здесь живой голос современников! Отметим минимальное число упущений: в статье о С. В. Акимовой следовало бы указать еще одного аккомпаниатора — М. В. Юдину (выступали вместе в начале 20-х годов), в статье о И. В. Ершове, в целом превосходной, пропущено имя дирижера Э. А. Купера, с которым певец много пел. Автор не принял во внимание книгу “Эмиль Купер. Статьи. Воспоминания. Материалы” (М. 1988), в которой содержится богатый материал и для освещения русской вокальной культуры двух первых десятилетий нашего века. Ее нужно принять к сведению особенно для статьи о Шаляпине во второй части издания, видимо, подготовленного. Увидит ли оно свет?

Анатолий Кузнецов. [Специальный проект: «Журнальный зал» в «Русском Журнале»]
  30.01.2008 19:46
Offline Профиль пользователя Послать сообщение участнику    
 
 

О сайтеУсловия использованияКонфиденциальностьСсылкиПишите намГостевая