указатель этикеток  ▪  указатель имён муз. автомат  ▪  избранное  ▪  участники  ▪  помощь  ▪  о сайте  ▪ english

Главная > . . > Лирофонъ > История компании Лирофон

Лучшие экспонаты  |  Комментарии  |  Поиск


 
 

 

на других языках EnglishČesky

На этикетках грампластинкок граммофонной компании, с историей которой мы сейчас познакомимся, помимо всех остальных, есть и имена чешских (и русских – прим. переводчика) исполнителей, блиставших своими артистическими талантами в первые два десятилетия двадцатого века.

История компании Лирофон

Заслуга создания граммофонной фирмы Лирофон принадлежит братьям Адольфу (Adolf), Джулиусу (Julius), Адальберту (Adalbert) и Зигмунду (Sigmund) Либан (Lieban). Ранее, все четверо были известными оперными певцами, особенно выделялся тенор Адольф Либан, уроженец маленького городка близ Брно. Своё певческое творчество четвёрка братьев начала записывать на фоновалики уже в 1900 году, которые выпускала под маркой Künstler Phonographen Walzen на своей фирме A. Lieban Co. На фабрике так же производились записи некоторых известных немецких оперных певцов и еврейских канторов.

Фирма по изготовлению граммофонов и граммофонных пластинок Lyrophon GmbH впервые заявила о себе на весенней Лейпцигской ярмарке, проходившей в марте 1904 года. Однако в рекламных листках, раздаваемых на ярмарке, говорилось только о производстве граммофонов и принадлежностей к ним. Позже, в январе 1905 года, в специализированной прессе появилось объявление о возникновении новой фирмы, зарегистрированной в коммерческом реестре под названием Lyrophon-Werke Adolf Lieban Co. Вскоре после этого появилось другое обьявление, ставящее в известность потенциальных покупателей о том, что новая фирма располагает не менее, чем 3000 новыми записями на нескольких языках.

Первый успех пластинкам Лирофон пришёл в 1905 году, когда на дисках размером 17 и 25 сантиметров были выпущены записи певцов из состава Берлинской Придворной Оперы. В этом же году были впервые произведены зарубежные записи – фирма сумела договорится о сотрудничестве с несколькими французскими оперными звёздами. Фирма Лирофон чрезвычайно много записывала так же и в Швеции в 1905-1907 годы.

В 1906 году фирма начала выпуск грампластинок размером 27 см, а немного позже даже 35 см – одна сторона такого диска вроде бы могла вмещать запись продолжительностью целых 7 минут. Однако наибольшей привлекательностью и успехом фирмы в тот период времени являлась кукла-марионетка известной немецкой сопрано Едвиги Францилло-Кауфман размером в человеческий рост, которая пела арию Олимпии из оперы “Гофмановские истории”. Грампластинка с этой записью была спрятана внутри тела куклы, которое в процессе пения ещё к тому же делало разные движения.

В 1908 году Лирофон ввела в производство недорогую этикетку "Глория". Эта марка в конечном счёте пережила свою материнскую фирму, оставаясь на рынке аж до тридцатых годов, как одна из этикеток концерна Карла Линдстрема. Под этой этикеткой фирма стала выпускать популярные произведения, оставив материнскую этикетку преимущественно для выпуска выдающихся оперных певцов.

Чешские грампластинки Лирофон (сначала чёрного, затем красного цвета) выпускались в 1906-1909 годах, например записи оперных певцов Элишки Лишкове-Ренард (Elišky Liškové-Renard), Франтишека Штрока (František Štork) и Камиллы Унгрове (Kamily Ungrové) или концертного певца Франтишека Салоча (František Saloch). Обильно представлены на грампластинках этой фирмы записи народных певцов и комиков Алоизия Тичехо (Aloise Tichého), Франтишека Валтнера (František Waltner), Франтишека Ратолистки (František Ratolístek), Ружены Славинске (Růžena Slavínské), Джозефа Сладка (Josef Sládok), Франтишека Пуркрабка (František Purkrábok), Хануше Шкрдлика (HanušeŠkrdlík), или братьев Франтишека (František) и Джозефа (Josef) Хартман (Hartmann). Есть пара записей некоего Альтового Квартета в Праге VIII (Kvarteto Viola v Praze VIII). Оркестровые записи с духовой музыкой на Лирофоне представлены духовым оркестром пехотного полка № 102 (капельмейстер г.Бобек (Bobek), духовым оркестром почтовых служащих (“под личным управлением капельмейстера г-на Конопаска (Konopásk)). Двусторонние диски Лирофон размером 25 см. продавались по 5.60 крон, меньшие за полцены. Прадавцы так же давали объявления,что любые имеющиеся диски Лирофон в том числе и односторонние в продаже за 4 кроны...

Матричные номера односторонних и двухсторонних дисков Лирофон с записью чешских артистов маркированы буквами A или B, по-видимому от слов Австрия или Богемия. Итальянские записи имели в матричном номере букву I, а французские F, в то время, как немецкие записи никакой маркировки не имели.

За весь период относительно краткого существования фирмы Лирофон её наивысшей заслугой – а истрически и наиболее значимой – является издание нескольких оперных арий в исполнении португальского баритона Франциска д’Андраде (Francis d'Andrade). Шесть грампластинок (матрицы этих двенадцати записей имели простое обозначение d'A 1 - d'A 12) с записью голоса этого пославленного певца в настоящее время являются чрезвычайной коллекционерной редкостью, потому что , видимо из-за ограниченного количества копий, они находились в продаже в течении очень короткого времени. Позже на пластинках "Парлофон" и "Одеон" была переиздана только одна из этих записей.

С этими записями не всё понятно до сих пор – согласно одним экспертам они были сделаны в 1906-1907 годы, другие называют 1909 год. До ныне так же остаётся загадкой, почему этот прославленный певец больше никогда не записал ни одной грампластинки ни в одной граммофонной фирме, и в то же время согласился на запись в такой маленькой и относительно незначительной фирме, каковой в то время являлась Лирофон.

Так же не нашли разумного объяснения факту, почему двухсторонние грампластинки Франциска д’Андраде продавались за половину той цены, за которую, например продавались односторонние пластинки Энрико Карузо.

В период до начала Первой Мировой Войны фирма Лирофон имела хорошую позицию на рынке, чему во многом была обязана фирме Альберт Грюнбаум (Albert Grünbaum), которая печатала грампластинки и никелировала металлические части граммофонов. Обслуживанием звукозаписывающей аппаратуры фирмы Лирофон и её эксплуатацией занималась другая крупная немецкая компания Макс Томас (Max Thomas). Эти две фирмы объединились в 1911 году, а ещё через два года влились в концерн Линдстрема. В тот период концерн уже владел всеми акциями Лирофона, которая в 1914 году объединилась с граммофонной фирмой "Дакапо".

Во время Первой Мировой Войны, когда производство грампластинок в Германии практически прекратилось, ряд немецких граммофонных фирм перешли на выпуск компонентов для оружия. Фирмы Дакапо и Лирофон не учавствовали в изготовлении оружия, и приносили тем самым концерну Линдстрема значительные потери – это несомненно способствовало их будущёй ликвидации.

Марка Лирофон исчезла из продажи в 1918 году, а её окончательная учётная ликвидация произошла в 1935 году.

Габриэл Гёссел (GABRIEL GÖSSEL)
Перевод с чешского Юрий Берников

Статья изначально опубликована в журнале Týdeník rozhlas, №29/2001, рубрика "FONOGRAM" и размещена здесь с любезного разрешения её автора


 


Просмотров:

21559

Рейтинг:

10.00 (1 голосов)

Добавлено:

bernikov | 21.06.2008 12:00 | Последнее редактирование:  bernikov | 09.01.2021 05:06
 
Автор Комментарий
Комментариев пока нет
 
 

О сайтеУсловия использованияКонфиденциальностьСсылкиПишите намГостевая