Летопись деятельности в России Граммофонного «Товарищества В.И.Ребиков и Кº» 1903 – 1906.
АНАТОЛИЙ ЖЕЛЕЗНЫЙ
♦ В Петербурге образовалось Товарищество, цель которого – производство пластинок. Товарищество состоит из П.Ф.Коровина, С.Н.Захарова и электро-техника В.И.Ребикова. В.И.Ребиков обещает выпустить какие-то новые граммофоны, но до сих пор мы не видели даже образцов. Что касается выпуска пластинок, то о нём тоже ничего не слышно.
«Граммофон и фонограф» № 1 от 7 января 1903 г.
♦ В этом отношении значительно добросовестнее поступает В.И. Ребиков. Он экспериментирует – и только, решив не выпускать пластинок, пока они не будут находиться на высоте современной техники. Это и резонно, и добросовестно, но что-то эти эксперименты производятся больше года. Для ускорения их не мешало бы г.Ребикову пригласить инженера из Америки. Но г.Ребиков «своим умом» хочет дойти до всего. Это, конечно, похвально, но в таком случае следовало бы пообождать c сооружением громадной фабрики. Правда, такие компаньоны, как П.Ф.Коровин и С.Н.Захаров в состоянии доплачивать сотни тысяч, но к чему огород городить столь дорогою экспериментацией, когда имеются инженеры, уже постигшие эту премудрость. Но В.И.Ребиков не унывает, как не унывают и его компаньоны, хотя нам и передавали, что вопреки своим словам, г.Ребиков всё-таки выписал из Германии мастера для прессовки пластинок и какого-то англичанина для записи.
Оно и проще воспользоваться чужим опытом, – была бы цель достигнута. На первых порах мы, к сожалению, должны констатировать факт, что такие конкуренты, как гг. Ребиков и Якоб ни в качественном, ни в количественном отношениях не опасны для англо-германского акционерного общества и что понижения цен на пластинки ожидать не следует. Око.
«Граммофон и фонограф» № 8 от 18 февраля 1903 г.
Горе-изобретатели
♦ Говоря о любительском характере разных затей, мы не можем не коснуться любителя техника Василия Ивановича Ребикова.
Этот весьма талантливый человек, заслуживший среди электротехников почтенную известность в качестве электро-техника Бельгийского Общества электрического освещения в С.Петербурге. Затем мы видим В.И. во главе разных предприятий, помним его фиаско во время коронации с его новоизобретённым кинематографом. Затем В.И. удаётся керосиновое освещение и это, можно сказать, лучший из его патентов. Насколько эти патенты повлияли на благосостояние изобретателя – мы не можем знать, но сомневаемся, чтобы В.И. составил исключение среди изобретателей, продающих свой патент за какие-нибудь гроши.
Когда распространился слух, что В.И. серьёзно занят вопросом улучшения граммофона, все лица, интересующиеся этим аппаратом и знавшие В.И.Ребикова, как талантливого техника, вознеслись к начинающемуся делу с большими надеждами.
На первых же порах В.И. стал предметом газетных нападок и насмешек, как это всегда водится при русских предприятиях. В.И. Ребиков тогда заявил на столбцах Биржевых ведомостей, что у него работают исключительно русские люди и что самое предприятие будет следовать своей цели без помощи иностранных капиталов и сил.
Прочитав всё это, мы воспряли духом, в душе пожелав В.И. лучших успехов.
С тех пор прошёл год времени. На прежнем пепелище Бельгийской электрической станции на Фонтанке, выросла граммофонная фабрика Товарищества Ребиков и Кº. Громадная труба зловеще смотрит на возрастающее детище русской предприимчивости. В.И.Ребиков на первых же порах не сдержал своего обещания, пригласив к заведыванию механической частью Сендера Мордуховича Триваса и ещё массу подобных «якобы русских». Правда, капиталисты исключительно русские. Из числа 4-х учредителей на первых же порах выбыл А.А.Богданов, не усмотревший в ходе и организации дела известного режима. Вскоре за ним вышел и ещё один гостинодворец, решивший отказаться от своего первоначального намерения принять участие в этом деле. Ретировался из этого дела и И.П.Рапгоф, которому со стороны учредителей было предложено видное участие и непосредственная деятельность.
Причина воздержания И.П.Рапгофа была та, что как опытный коммерсант, он сразу узрел, что имеет дело не с серьёзным фабричным предприятием, а с затеею богатых людей. Результат подобных затей нам известен из дервизовской эпопеи, из результатов Общества Сталь и филиала Общества Феникс. Перспектива таких финалов не могла улыбаться И.П.Рапгофу, не пожелавшему рисковать своим солидно поставленным делом, для подобного предприятия.
Остались в деле В.И.Ребиков с огромным запасом заявленных привелегий, но без вкладочного капитала, и миллионеры П.Ф.Коровин и С.Н.Захаров. Истрачено, как мы слышали, 160 тыс. рублей. Но не в затратах дело. Что сделано за эти 160 тыс. рублей?
1.Построено здание фабрики. 2.Куплено масса всевозможных станков и прессов. 3.Сделано 250 граммофонов. 4. Изготовлен запас ящиков для граммофонов. 5.Куплено 15 миллионов граммофонных иголок по дорогой цене. 6.Производятся эксперименты записи, при непосредственном участии композитора Алоиза (тоже русский).
К величайшему нашему сожалению мы узнаём из достоверного источника, что фабрика остановила свою деятельность. Рабочие распущены, станки стоят в бездействии и производятся всё ещё эксперименты и эксперименты.
– Всё ещё очень шумят мои пластинки, – сказал А.И., желающий дойти своим умом до премудрости великого изобретателя.
– Но что же ваши новые патенты?
– А вот вы видели мой гнутый рупор?
– Видел, но ведь это повторение фонографного рупора Пате.
– Да, то был фонографный рупор, а мой граммофонный.
– В чём же разница между фонографным и граммофонным рупором?
Тогда В.И. стал читать целую лекцию о правильном уклонном угле и об интерференции звука. Затем В.И. показал свою мембрану, которая явилась рабской копией мембраны Джонсона, с тою, однако, разницею, что на слюду в центре её наклеен тоненький кусочек стекла. Это утолщение центра, однако, также не является новостью. Первый применил это утолщение профессор И.И.Иванов. Затем профессор Джонсон достиг нейтрализации центра вибрирующей мембраны путём наклейки шайбочки из металла под слюдой и пропустив в неё волосок иголкодержателя.
– Но это не всё,– заявил В.И.Ребиков. – Я нахожусь накануне великого изобретения и в граммофонном деле я произведу целый переворот. Вместо пластинок у меня будут играть патроны, увеличить которые по своей длительности я могу произвольно до любых размеров.
Целые оперы будут помещаться на одном патроне, и конструкция аппарата будет совсем другая.
Мы остались в недоумении от великих планов этого изобретателя, погубившего не одну сотню тысяч чужих денег на свои фантастические затеи.
Если нам приходится слышать от русских капиталистов, что всякие затеи с новыми патентами рискованны, то подобное суждение искусственно создано такими изобретателями, как В.И.Ребиков.
Неоформленное, намеченное в эскизе изобретение преподносится такими изобретателями неопытным капиталистам как «золотое дно», Калифорния. И гибнут русские капиталы, унося с собою веру в русское изобретение.
Печальное, но далеко не редкое явление. Око.
«Граммофон и фонограф» № 9–12 от 25 марта 1903 г.
♦ Характерным признаком аппаратов этой фирмы является наклонение диска, на который накладывается пластинка. Это наклонное положение, по мнению В.И.Ребикова, улучшает точность передачи звука мембраны, так как игла несколько прижимается к боковой стенке канавки записи пластинки и точнее следует её изгибам.
Для чистки и смазки механизма аппаратов следует отвинтить всего два винта и снять две чеки.
Игла фабрики В.И.Ребикова плотнее ложится в канавку, ею следует играть не более 2-х раз (притупленный конец, вернее, более короткий конус).
На каждой пластинке указано количество оборотов.
♦ На новой граммофонной фабрике В.И.Ребикова недавно пел знаменитый бас Ф.И.Шаляпин, причём это фабрика предполагает выпустить эти интересные во всех отношениях пластинки по обычной цене (2 р. 50 к), не повышая её ввиду имени артиста.
♦ Наконец-то Товарищество В.И.Ребиков-Кº выпустило в продажу свои пластинки. Мы помним, сколько злорадства и клеветы распространялось конкурентами по поводу русской попытки организовать у себя на родинне граммофонное производство.
Теперь русские пластинки выпущены, и клеветники должны смолкнуть. Ребиковские пьесы оказались весьма удачными и нисколько не хуже иностранных, а многие даже лучше.
Всего было записано свыше четырёхсот номеров, но на рынке выпущено пока менее сотни. Товарищество В.И.Ребиков и Кº не желало предлагать публике хлам и предпочло забраковать столь значительное количество номеров.
Запись на русской фабрике производится беспрерывно, и по мере выхода новых пьес мы будем сообщать о том читателям.
Пластинки выпущены двух размеров: большие (гранд), по 2 р. 50 коп и средние (немного более обыкновенных, семидюймовых) по 1 р. 25 коп.
В этом номере читатели найдут перечень ребиковских пластинок.
♦ Товарищество В.И.Ребиков и Кº на бывшей в Петербурге выставке «Детский мир» экспонировало свои граммофоны и пластинки, за что удостоилось получения золотой медали.
«Граммофон и фонограф» за январь 1904 г.
♦ Из действующих в настоящее время в России граммофонных фирм стоит указать на О-во Граммофонов в России, г.Бурхарда и Меркурофон г.Сегаля, и первое, чисто русское дело в области граммофона. Это фабрика граммофонов и пластинок инж. Ребикова в Петербурге. Оригинальная форма аппарата, особый тон, мембрана и своеобразная форма рупора – вот внешние отличительные качества аппаратов Ребикова. Что же касается их внутренних достоинств, то к ним можно отнести сравнительную с аппаратами других фабрик бесшумность и более чистый тембр человеческого голоса, в ущерб силе и резкости звука.
«Наука и жизнь», книга № 1 за январь 1904 г. СПБ.
♦ Настоящая станция для записи, устроенная при фабрике Т-ва, как и самая фабрика, функционируют правильно и усиленно. Скоро на этой станции будет записан знаменитый бас Ф.И.Шаляпин, и понятно, что пластинки его с большим интересом ожидаются публикой.
«Наука и жизнь», книга № 4 за 1904 г. СПБ.
♦ Т-во В.И.Ребиков и Кº вводит новый усовершенствованный способ изготовления пьес (пластинок), который ускоряет выработку их с 14 дней до 4. На этой же фабрике ныне производится опыт вновь придуманной одним изобретателем иглы, которая не так сильно влияет на порчу пластинок.
«Граммофон и фонограф» за февраль 1904 г.
♦ За духовные песнопения на граммофоне фабрика Товарищества В.И.Ребиков и Кº удостоена на выставке монастырских работ награды большой золотой медали.
♦ Господин Редактор! В январской книжке Вашего почтенного журнала вкралась маленькая неточность относительно Ф.И.Шаляпина. Знаменитый бас, с которым мы вели переговоры, действительно обещал нам напеть для граммофона ненсколько пластинок, но какие-то обстоятельства вызвали его внезапно в Москву, и запись отложена на некоторое время.
Примите и прочее. Т-во В.И.Ребиков и Кº
«Граммофон и фонограф» за март 1904 г.
♦ Фабрика В.И.Ребиков и Кº готовит к выпуску несколько новинок, которые должны заинтересовать наших читателей. Тенор Императорской Мариинской оперы г.Орешкевич исполнил знаменитый ныне патриотический романс Цезаря Кюи «Варяг», записаны солдатские походные песни в исполнении Лейб Гвардии Гренадёрского полка и марш «Порт-Артур» (собственный оркестр фабрики).
♦ Знаменитый комик Имп. Театров К.А.Варламов на днях посетил фабрику Т-ва В.И.Ребикова и записал в граммофон два монолога (Осипа, из Ревизора и Юсова из Доходного места. Второй монолог особенно интересен в виду того, что уже имеется пластинка с этим монологом известного рассказчика Мальского, имитирующего того же К.А.Варламова). Кроме того, К.А.Варламов с тенором Орешкевичем спел два дуэта, пользовавшихся громадным успехом на благотворительных вечерах в Мариинском театре.
«Граммофон и фонограф» за апрель 1904 г.
♦ Т-во В.И.Ребиков и Кº в виду возникающих иногда недоумений покупателей, можно ли к их аппарату применять пластинки других фабрик и, наоборот, проигрывать их пластинки на аппаратах иных фирм, категорически заявляет, что пластинки, мембраны и иголки других фабрик пригодны к их граммофонам, равно как и их пластинки, мембраны и иголки вполне пригодны к граммофонам всех существующих типов.
♦ На фабрике В.И.Ребикова мы ознакомились с интересным нововведением, которому нельзя не пожелать полного успеха и дальнейшего процветания. Там устроено ателье для записи на граммофоне, на известных, конечно, условиях, всех желающих. Через некоторый промежуток времени записавшийся может получить сколько угодно пластинок, на которых записан его голос. Недурным прибавлением может это служить, между прочим, к фотографической карточке.
♦ Многие наши подписчики, выписав пластинки фабрики В.И.Ребикова и Кº, оставались ими не вполне довольны. По этому поводу мы должны ещё раз довести до всмедения читателей, что В.И.Ребиков выпускает в продажу исключительно удачные номера, подвергая все записанные пьесы самой строгой критике. Причина неудовольствия кроется в том, что эти пластинки записываются при значительно большей скорости оборотов в минуту (82–90), чем Обществом «Граммофон» (72), а потому, для достижения наибольшего эффекта, следует всегда увеличивать скорость вращения граммофонного диска. Это достигается регулятором, вращая таковой в левую сторону, т.е. употребляя тот же приём, как для повышения звука. На оборотной стороне каждой пластинки указано число оборотов в минуту, при котором она записана. Точно так же при исполнении пьес В.И.Ребикова, необходимо употреблять исключительно специальные иглы этой фирмы.
♦ Фабрика В.И.Ребикова и Кº выпустила в продажу новый тип граммофона наподобие однопружинного Монархъ с изогнутым рупором своего типа; цена такого аппарата 55 рублей.
«Граммофон и фонограф» за май 1904 г.
♦ Т –во В.И.Ребиков и Кº удостоилось чести преподнести Его Императорскому Величеству Государю Императору граммофон и пластинки своего изделия, за что было осчастливлено получением Высочайшей благодарности.
♦ На Лондонской Выставке в Хрустальном Дворце О-вом Граммофон в России был составлен нотариальный протокол, настаивающий на изменении названия аппаратов других фабрик «граммофон», так как указанное название ими патентовано во всех странах света, за исключением России, где на названия привилегии не выдаются. Т-во В.И.Ребиков и Кº, выставившее там также свои изделия и по телефону извещённое об этом своим лондонским представителем, вынуждено было, ввиду большого успеха фабриката у лондонской публики, переименовать свой аппарат, дав ему название «натурофон», который, к слову сказать, приобретён с выставки одним богатым американцем за 400 руб. Название «натурофон» теперь присвоено вновь выпущенному удешевлённому аппарату (35 р), крайне солидному по конструкции и изящному виду.
«Граммофон и фонограф» за июнь 1904 г.
♦ Товарищество В.И.Ребиков и Кº для расширения своих операций преобразовывается в акционерное Общество усовершенствованных граммофонов В. И. Ребикова и Кº с капиталом в миллион рублей.
«Граммофон и фонограф» за июль 1904 г., стр. 228
♦ Фабрика Товарищества В.И.Ребиков и Кº по случаю перехода в другие руки, выделку граммофонных пластинок временно прекратила.
«Свет и звук» за январь 1905 г.
♦ После неудавшейся попытки В. И. Ребикова, взявшегося за дело с замашками дилетанта при громадных “коровинских” капиталах, здание, где некогда находилась фабрика и до сих пор пустует, являя собой живой памятник русского неумения взяться за прибыльное дело.
Несколько лет тому назад сей инженер-дилетант возымел желание создать русскую грамофонную фабрику. Это было вполне осуществимо.
Граммофонное общество как раз в это время уволило своего инженера Гейнике (Курт Гейнике (Kurt Heinecke) сопровождал Синклера Дарби (William Sinkler Darby) во время первой петербургской сессии записи весной 1899 года - прим. редактора). Сей господин предложил свои услуги нескольким граммофонным торговцам в Петербурге.
Но Граммофонному обществу повезло. Все торговцы, торгующие граммофонами в Петербурге и в Москве как раз в эту пору находились в самом яром междуусобном антагонизме. Рапгоф полемничал с Бурхардом в Петербурге, Циммерман с Мюллером в Москве, Морозов с Вернером в Харькове, Банковский с Адлером в Ростове и т.д.
При таких условиях идея Рапгофа создать действительно русской граммофонное общество при участии миллионера Коровина, инженера-любителя Ребикова, профессора Нотомба, а также и знаменитого Беттини, встретила такую массу препятствий, что Рапгофу от этой мысли пришлось отказаться и приглашение инженера Гейнике не состоялось.
Два года Ребиков доискивался способов записи, фабрика стояла почти в полном бездействии в ожидании великих открытий. Но «гора родила» мышь». Через два года Ребиков выпустил не вполне удачные граммофоны в форме мандолины с гнутым рупором. Закрытая мембрана Ребикова, как и его тупые иголки, оказались ниже всякой критики и притом годными только для его пластинок. Опять через полгода он, наконец, «разрешился» своими записями.
Надо отдать справедливость этому дилетанту – некоторые пластинки прямо-таки поразительны.
Но свои эксперименты он, как дилетант, производил, не занося в журнал опытов, все те видоизменения условий, при которых происходили те или иные записи.
Поэтому техника граммофонного дела не продвинулась ни на шаг. Записав идеально какой-нибудь номер, он не был в состоянии повторить подобную же запись. Вечно экспериментируя, он расточительно бросал чужими деньгами, доведя дело до банкротства.
Жалко было смотреть на практическую неумелость этого, в общем, талантливого человека. Окружил он себя целой плеядой дармоедов, аккуратно получавших жалованье, расточавших имущество на ненужные затеи. Все этим господа мало-помалу, как крысы с погибающего корабля, покинули фабрику Ребикова как раз в тот момент, когда миллионер Коровин и миллионер Захаров (компаньон Коровина) решили больше новых денег не вкладывать.
Громадный запас пластинок, матрицы, машины – всмё это было продано с молотка. Sic transit gloria mundi...
Вся эта история вспомнилась мне в Берлине, где я увидел, с какими малыми средствами люди достигают реальных результатов.
В Берлине я насчитал восемь фабрик граммофонных пластинок и до пятнадцати местерских, изготовляющих аппараты.
...
Будь у этих энергичных предпринимателей хотя бы часть того капитала, которых бессмысленно был растрачен Ребиковым - и граммофонному обществу пришлось-бы призадуматься над трестом.
«Граммофон и фотография» за август 1906 г.
Список записей «Товарищества В.И.Ребиков и Кº»
Настоящий список восстановлен по рекламным объявлениям в различных граммофонных журналах и дополнен сведениями, полученными от коллекционеров пластинок. Как уже отмечалось в журнальных сообщениях, В.И.Ребиков очень придирчиво относился к качеству звучания записанных на пластинку произведений и безжалостно браковал их за малейший изъян. Этим и объясняется наличие многочисленных пропусков в представленном здесь списке граммофонных записей Товарищества.
Все записи выполнялись с фортепианным сопровождением. Размер каждой пластинки зависел от продолжительности звучания фонограммы, поэтому фирма применяла два унифицированных размера дисков – 20 и 25 см в диаметре (правая колонка списка). Скорость вращения дисков – 82 оборота в минуту.
Пластинки Товарищества В.И.Ребиков и Кº выпускались односторонними. На первой стороне помещалась фонограмма записи, а в её центре – фабричная марка фирмы. Вторая сторон пластинки, полностью заклеенная бумагой, играла роль этикетки, на которой помещались все необходимые выходные данные записи.
94
Горяйнов М.З.
«Приют», Ф.Шуберт.
25
110
Горяйнов М.З.
«Дон Карлос», Дж.Верди. Ария Филиппа.
25
115
Пейсович Шмуль
«Дер Рубель», (на евр. яз).
20
117
Томарс, Горяйнов
«Фауст», Ш.Гуно. Дуэт Фауста и Мефистофеля из 1д.
25
134
Никифоров Г.
«Как-то осенью под вечер». С балалайкой.
25
135
Никифоров Г.
«Дружеская беседа». С балалайкой.
25
136
Никифоров Г.
«Старостина дочка». С балалайкой.
20
146
Томарс, Горяйнов
«Африканка», Дж.Мейербер. Дуэт из 3д.
25
148
Русский хор
«Сизый голубочек».
25
150
Русский хор
«Вниз по матушке по Волге».
25
170
Томарс О.С.
«Фауст», Ш.Гуно. Каватина Фауста.
25
173
Никифоров Г.
«На Крестовском, на Петровском». С балалайкой.
25
174
Никифоров Г.
«Дубинушка». С балалайкой.
25
175
Никифоров Г.
«Солянка», комическая песня.
25
177
Никифоров Г.
«Прачка-именинница», сценка.
20
178
Гладков И.
«Демон», А.Рубинштейн. Я тот, которому внимала.
25
181
Будкевич М.Я.
«Руслан и Людмила», М.Глинка. Романс Гориславы.
25
184
Еврейский комич. дуэт
«Лебедик Шепсель (на евр. яз).
20
192
Будкевич, Гладков
«Риголетто», Дж.Верди. Дуэт Джильды и Риголетто из 2д.
25
193
Будкевич М.Я.
«Лакме», Л.Делиб. Отчего.
25
194
Будкевич М.Я.
«Бал-маскарад», Дж.Верди. Ария Оскара.
20
200
Цыганский хор
«Распошёл», цыг. романс.
20
201
Гладков И.
«Я жду тебя», В.Алоиз.
20
204
Алоиз В. (виолонч).
?
25
205
Алоиз В.
«Каватина», Рафф.
?
206
Алоиз В.
«Осенний цветок», Поппер.
25
207
Гладков И.
«Молись», Вилламов. Виолонч. В.Алоиз.
25
209
Гладков И.
«Иоланта», П.Чайковский. Кто может сравниться.
25
213
Никифоров Г.
«Ерёма и Фома». С балалайкой.
25
214
Никифоров Г.
«Поедем, жёнушка». С балалайкой.
25
215
Никифоров Г.
«В Питере». С балалайкой.
25
219
Труппа Маскот
«Ой, там, за Дунаем»,.
25
222
Никифоров Г.
«Маланья». С баллайкой.
25
225
Хор труппы Маскот
«Эй, я казак с того поля».
20
226
Хор труппы Маскот
«Московская тройка».
25
228
Брагин А.М.
«Паяцы», Р.Леонкавалло. Пролог.
25
229
Брагин А.М.
«Серенада Дон Жуана», Э.Направник.
25
231
Хор труппы Маскот
«Хорошо было детинушке».
25
232
Хор труппы Маскот
«Живо, живо».
20
236
Томарс О.С.
«Дубровский», Э.Направник. О, дай мне забвенье.
25
238
Томарс О.С.
«Паяцы», Р.Леонкавалло. Ария Канио: Смейся, паяц.
25
239
Томарс О.С.
«Сожжённое письмо», Ц.Кюи.
20
257
Фор Кармен
«Laisser moi rire».
20
261
Фор Кармен
«Робкрт Дьявол», Дж.Верди. Каватина и финал 4д.
25
265
Тучанский
«На старом кургане», В.Калинников.
20
279
Еврейск. комич. кварт.
«Весёлые евреи».
25
280
Тучанский
«Уста мои молчат», Ю.Блейхман.
20
281
Тучанский
«Осень», П.Чайковский.
25
282
Тромбчевский В.Э.
«Barcarolla», Jan Call (на польск. яз).
20
285
Хор п/у Сафонова
«Сей нареченный», Дегтярёв.
25
287
Хор п/у Сафонова
«Ангел вопияше», Макаров.
25
288
Хор п/у Сафонова
«Воскрес из гроба», Турчанинов.
25
290
Собств. орк. фабрики
«Малороссийская полька».
20
292
Собств. орк. фабрики
«Русский гимн».
20
295
Собств. орк. фабрики
«Вальс», Ш.Гуно.
25
296
Хор п/у Сафонова
«Свете тихий», Орлов.
20
297
Тромбчевский В.Э.
«Девушка с малиновым личиком», Jan Call (на польск. яз).
20
301
Юшкевич
«Пиковая дама», П.Чайковский. Подруги милые.
25
303
Фон Луч Е.В.
«Страшная минута», П.Чайковский.
25
306
Фон Луч Е.В.
«Любит, не любит», П.Масканьи.
20
307
Фон Луч Е.В.
«Ouvre tes yeux» (на франц. яз).
20
308
Тромбчевский В.Э.
«Краковяк», Василевский (на польск. яз).
20
309
Собств. орк. фабрики
«Жанна Д'Арк», марш.
25
310
Собств. орк. фабрики
«Санная езда в Петербурге», эйленберг.
25
315
Орель Е.А.
Ямщики», Штуцман. Песня Вани.
?
317
Романченки г-н и г-жа
«Волжская тройка».
20
318
Романченки г-н и г-жа
«Хорошо было детинрушке».
20
319
Романченки г-н и г-жа
«Чудный месяц», русская песня.
20
320
Романченки г-н и г-жа
«Мальчишка».
20
322
Романченки г-н и г-жа
«Во субботу», русская песня
25
323
Романченки г-н и г-жа
«Золотые денёчки».
25
325
Романченки г-н и г-жа
«Ах, к чему воспоминанья».
25
326
Романченки г-н и г-жа
«Рекрутская песня».
25
327
Романченки г-н и г-жа
«Полтава».
25
328
Романченки г-н и г-жа
«Стенька Разин».
25
331
Брагин А.М.
«Давно отвергнутый тобой!, К.Давыдов.
25
332
Орель Е.А.
«Гугеноты», Дж.Мейербер. Ария Королевы
25
341
Брагин А.М.
«Лакме», Л.Делиб Стансы Нилаканты.
20
342
Брагин А.М.
Узник», А.Гречаиенов.
25
344
Полозова Е.А.
«Тиха, как ночь», Тома.
25
345
Брагин А.М.
«Нерон», А.Рубинштейн. Эпиьталама.
25
347
Вильбушевич Е.Б. (рояль)
«Вальс», П.Чайковский.
25
349
Эрб (скнрипка)
«Романс», В.Алоиз.
25
350
Эрб (скнрипка)
«Малороссийская думка», Левингер.
25
351
Эрб (скнрипка)
«Кантабиле», Козаченко.
25
352
Эрб (скнрипка)
«Мазурка», Млынарский.
25
353
Эрб (скнрипка)
«Славянская элегия», Шютт. 20
20
354
Давыдова Д.Д.
«Ночь», А.Рубинштейн.
20
355
Юшкевич
«Жизнь за царя», М.Глинка. Зажигайте огни.
25
356
Юшкевич
«Самсон и Далила», К.Сен-Санс. Ария Далилы.
25
357
Юшкевич
«Жизнь за царя», М.Глинка. Молитва Вани.
25
359
Брагин А.М.
«Пиковая дама», П.Чайковский. Три карты.
25
360
Давыдова Д.Д.
«Гарольд», Э.Направник. Колыбельная песня.
25
361
Брагин А.М.
«Пиковая дама», П.Чайковский. Если б милые девицы.
25
362
Брагин А.М.
Демон», А.Рубинштейн. Не плачь, дитя.
25
363
Брагин А.М.
«Азра», А.Рубинштейн.
25
366
Шаронов В.С.
«Поминальный день», Э.Лассен.
25
367
Серебряков, Сафонов
«Рыцари», А.Даргомыжский.
25
368
Шаронов В.С.
«Мазепа», П.Чайковский. Три клада.
25
371
Серебряков К.Т.
«Я по целым часам».
?
373
Шатов С.И.
«В деревне», сценка.
25
374
Шатов С.И.
«Песня босяка» (со смехом).
25
375
Шатов С.И.
«Подвилье», детская песня,
20
376
Шатов С.И.
«Курочка», детская песня.
25
377
Шатов С.И.
«Козёл», комическая песня.
25
378
Сластников В.С.
«Ты помнишь ли, над морем мы сидели», А.Кочетова.
25
379
Нордштрем Риза
«Цыганский барон», И.Штраусс.
?
381
Нордштрем Риза
«Продавец птиц», К.Целлер. Christellied».
25
382
Нордштрем Риза
Гейша», С.Джонс. Goldfischelied.
20
383
Нордштрем Риза
«Уног твоих», Г.Лишин.
20
384
Михайлов-Стоян К.И.
Лучина», русская песня.
25
387
Томарс, Брагин
«Евгений Онегин», П.Чайковский. Сцена дуэли
20
388
Михайлов-Стоян
«Ноченька», Горшков.
25
390
Михайлов-Стоян К.И.
«Ах, не одна во поле дороженька», русская песня.
25
391
Нордштрем Риза.
«Гейша», С.Джонс. O. tana du kleine Geischa/
25
392
Михайлов-Стоян К.И.
«Не белы снеги», русская песня.
20
393
Михайлов-Стоян К.И.
«В огороди пастернак», малолроссийская песня.
?
406
Нордштрем Риза
«Весна», Шпачек.
25
407
Нордштрем Риза
«Heimchen», Р.Вагнер (на нем. яз).
25
410
Ростовский Н.А.
«Серенада Дон Жуана», Г.Корганов.
25
413
Рыбаков
«Зачем», Ф.Кампана.
20
414
Рыбаков
«Северная звезда», М.Глинка.
25
416
Стрельская В.В.
«Ворона и лисица», И.А.Крылов (мелодекламация».
25
418
Морской Г.А.
«Северная звезда», М.Глинка.
25
419
Брагин А.М.
«Фауст», Ш.Гуно. Куплеты Мефистофеля.
20
420
Томарс О.С.
«Евгений Онегин», П.Чайковский. Куплеты Трике.
20
421
Тромбчевский В.Э.
«Ditka», Е.Кратцер (на польск. яз).
20
424
Гумберская М.С.
«Chanson» mus par Dusantoy
20
425
Тромбчевский В.Э.
«Фауст», Ш.Гуно. Тромбчевский.
?
426
Сластников В.С.
«Аскольдова могила», А.Верстовский. В старину живали деды.
20
428
Сластников В.С.
«Ах ты жизнь, моя жизнь», Г.Малашкин.
25
429
Сластников В.С.
«Серенада», П.Тости.
25
430
Ростовский Н.А.
«Какое счастье», К.Давыдов.
25
435
Тромбчевский В.Э.
«Do... wie edmeng».
?
438
Гумберская М.С.
«Ласточка», Дель Акуа.
?
449
Сибиряков Л.М.
«Фауст», Ш.Гуно. Серенада Мефистофеля.
25
450
Сибиряков Л.М.
«Запорожец за Дунаем», С.Артемовский. Каватина Султана.
25
452
Орель Е.А.
«Травиата», Дж.Верди. Ария Виолетты.
20
453
Ермоленко-Южина Н.С.
«Мазепа», П.Чайковский. Колыбельная песня.
25
456
Сластников В,С.
«Слышу я милые звуки», Н.Зубов.
20
458
Сластников В.С.
«Колокола», А.Таскин.
25
459
Сластников В.С.
«Серенада».
?
461
Жуков, Монахов (гарм).
«Золотые денёчки».
25
462
Жуков, Монахов (гарм).
«Ветерок», комические куплеты
20
463
Жуков, Монахов (гарм).
«Ух, какая барыня», комические куплеты.
20
464
Жуков, Монахов (гарм).
«Тру-ля-ля».
25
465
Лабинский А.М.
«Любовь», Ю.Блейхман.
20
466
Сибиряков Л.М.
«Жизнь за царя», М.Глинка. Ты придёшь, моя заря.
25
467
Сибиряков, Лабинский
«О, повтори», Л.Бадиа.
25
469
Сибиряков, Лабинский
«Когда, душа, просилась ты», М.Глинка.
20
470
Ростовский Н.А.
«Пиковая дама», П.Чайковский. Что наша жизнь.
25
471
Ростовский Н.А.
«Фауст», Ш.Гуно. Каватина Фауста.
25
472
Ростовский Н.А.
«Миньон», А.Тома. Ария.
20
474
Орель Е.А.
«Жизнь за царя», М.Глинка. Не о том скорблю, подруженьки.
20
478
Сибиряков Л.М.
«Фауст», Ш.Гуно. Баллада о Золотом тельце.
25
479
Сибиряков Л.М.
«Отойди», А.Давыдов.
25
480
Сибиряков Л.М.
«Фауст», Ш.Гуно. Заклинание цветов.
20
499
Фон Луч Е.В.
«Вчера нам ветерок», Ц.Кюи.
20
501
Гумберская М.С.
«Вертер», Ж.Массне. Ария Олианы.
20
503
Гумберская М.С.
«Птица и цветок», Гастон Зельц.
20
504
Столяров В.В.
«Сожжённое письмо», Ц.Кюи.
25
505
Невский Пётр
«Попурри из русских песен».
25
506
Хор труппы Маскотт
«Наталка Полтавка», Н.Лысенко. Ой я дивчына Наталка (млр. яз).
The Rebikov story is very important but completely unknown outside Russia. Is it possible to publish an English version? This would be extremely helpful to many collectors.
We will be happy to publish these materials in English. The only problem is lack of volunteer interpreters who can help us to translate them from Russian. However, there is a good new - one article about Rebikoff label is already available in English. It called The failure of engineer Rebikoff and was written by Alexander Tikhonov. The major different between Alexander Tikhonov's and Anatloly Zhelezny's articles is that the former one uses footage from the printing works of that time, while the later one is the footage transcribed by Anatloly Zhelezny from the these sources and compiled "as is" into format of "chronicle".
Thank you very much for providing the English version. Excellent translation work and extremely interesting reading. I much prefer the "chronicle" format for my own researches - a big compliment to Mr. Zhelezny!
...
шкурно интересно: а были ли у Томарса записи в еврейском репертуаре? ... интерес исключительно ... научный ...
”
Были - на Columbia 36016 "Еврейский романс" (муз. Томарса). Сомневаюсь, что услышите, во всяком случае я помочь не могу.
Голос у Томарса хороший, записей больше 50, но все пластинки - суперредкость. 40 (или 41) сторон для "Ребиков" (по объединенным данным Железного и Келли) - ненаходимы. У меня только один "Ребиков" (№ 238), и лет 15 назад видел другой (№ 1024) - разбитый до центра. Самое замечательное, что этот разбитый "Ребиков" мне не отдали! Из дюжины "Колумбий" - у меня одна. Существуют еще пластинки "Лирофон" (точно знаю, что Томарс записал RSS-701 "Гугеноты" - Ария Рауля / RSS-702 "Дубровский" - ария Владимира; но у меня их нет).
Александр, Вам большое спасибо за записи Томарса. Очень понравилось, как он поёт.
”
Не за что) Вы как следует посмотрите у себя, может найдете его пластинки. Исходные прессовки "Ребиков" - вряд-ли, но зеленые "Зонофон", напечатаные с матриц "Ребиков", и пластинки "Колумбия" и "Лирофон" можно отыскать.
У меня, к сожалению, нет ни одной его пластинки. Это могу сообщить точно, т.к. никогда прежде его голоса не слышал.
Могу пластинки поспрашивать у знакомых, может поделятся (если есть).