указатель этикеток  ▪  указатель имён муз. автомат  ▪  избранное  ▪  участники  ▪  помощь  ▪  о сайте  ▪ english

Главная > . . > Alexey Shcherbakov > The Holy War

Лучшие экспонаты  |  Комментарии  |  Поиск


 
 

 

на других языках Русский

«The Holy War» (in Russian)
(from the booklet for audio-disc «Songs from the hard martial time»)

Alexey Shcherbakov

Грянула Великая Отечественная война. Из Заявления советского правительства, прозвучавшего по Всесоюзному радио рано утром 22 июня 1941 г. и повторявшегося в течение дня несколько раз, все советские люди узнали о нападении гитлеровской Германии на нашу страну. Уже на другой день вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о мобилизации военнообязанных в действующую армию. Всеобщий патриотический подъем всколыхнул огромную страну от края до края. И нужна была песня, гимн, слова и музыка которого выразили бы боль, гнев и решимость отстоять родную страну, готовность разгромить врага, защитить детей, жен, отцов и матерей.

И такой гимн появился. Это — «Священная война», авторы — композитор Александр Васильевич Александров (1883-1946) и поэт Василий Иванович Лебедев-Кумач (1898-1949). Безусловно, это лучшая и самая значительная песня военных лет, справедливо названная позднее «музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны».

Пластинка из собрания Ю. Бояринцева (Санкт-Петербург)

Уже на третий день войны, 24 июня 1941 г., в газетах было опубликовано стихотворение В.И. Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...». По рассказу самого поэта, он написал текст буквально за одну ночь. Его прочел композитор А.В. Александров и тут же начал сочинять музыку 27 июня газета «Правда» уже сообщила, что Краснознаменный ансамбль красноармейской песни и пляски разучивает песню Александрова «Священная война». Назавтра она была исполнена на Белорусском вокзале перед бойцами, отъезжавшими на фронт. Как вспоминал А.В. Александров, «эту песню всегда слушали стоя, с каким-то особым порывом, святым настроением, и не только бойцы, но и мы, исполнители, нередко плакали». Гневные и мужественные слова, торжественная и грозная мелодия с необыкновенной силой выразили несокрушимый дух советского народа, взявшего в руки оружие для защиты Родины от жестокого врага:

  Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна!
Идет война народная,
Священная война.

В чем же необыкновенное эмоциональное, энергетическое воздействие этой песни на слушателя? Прежде всего, в органически точном, выверенном до мельчайших нюансов взаимодействии музыки и текста. При исполнении песни мужским хором и оркестром это создает потрясающий эффект выплеснувшегося во всю свою мощь народного гнева, действительно «вскипающего, как волна» и вовлекающего в свое движение всех и вся. готового смести, подобно цунами, любое препятствие, любое противодействие на своем пути.

Кроме того, в конструкции партитуры есть свои «хитрости», позволяющие усилить эффект эмоционального восприятия слушателем. Во-первых, это ритм, тяжелый, чеканный, нарочито замедленный. Не темп обычного марша, а как бы поступь былинного великана, движение всей огромной страны, поднявшейся на смертельную битву! От этого кованого шага многомиллионной массы дрожит земля и должен дрожать враг, которого ожидает неумолимое возмездие... Трехдольный (т.н. «сжатый») размер марша вместо привычного четырехдольного, смена минорной и мажорной тональностей и некоторые другие приемы обостряли стух и сознание, волновали душу и сердце.

о рассказам очевидцев, ветеранов Великой Отечественной войны, после трансляции по радио песни «Священная война», которую исполняла «a capella» (т.е. без инструментального сопровождения) артистка Московской филармонии, обладавшая мощным, выразительным контральто, впечатление было такое, будто призывала на беспощадную борьбу с врагом сама Родина-мать с известного плаката. Песня звучала как священная клятва воинов. заставляла сжиматься и трепетать сердца, и даже те, у кого была «бронь» или кто уже не подлежал призыву по возрасту, шли в военкоматы, записывались добровольцами в армию, в народное ополчение.

В исполнении Краснознаменного ансамбля песня начала регулярно звучать по радио лишь с конца июля — начала августа 1941 г., когда была записана на пластинку группой хора и оркестра ансамбля АВ. Александрова. Вторично «Священная война» была записана на пластинку только через год, в октябре 1942 г., после возобновления работы Центрального Дома звукозаписи, уже с полным составом хора и оркестра.

Можно было бы закончить рассказ о замечательной песне, ставшей гимном Великой Отечественной войны, если бы не одно событие... В 1991 г. в журнале «Столица» (№6) была опубликована статья известного журналиста и редактора этого журнала Андрея Мальгина «Самый советский из поэтов», посвященная анализу жизни и творчества В.И. Лебедева-Кумача. В ней автор доказывает, что текст и музыку «Священной войны» написал в 1916 г., т.е. за четверть века до начала Великой Отечественной, преподаватель русского языка и литературы, латинского и греческого языков мужской гимназии волжского города Рыбинска Александр Боде. Это был образованный и талантливый человек, окончивший филологический факультет Московского университета, пламенный патриот. Шла Первая мировая война, и Боде тяжело переживал трагические события, выпавшие на долю его Родины. В те тревожные дни и родилась песня «Священная война»...

Через много лет, предчувствуя смертельную угрозу миру со стороны набирающей силу фашистской Германии, старый, больной учитель вспомнил о своей песне и послал текст и ноты В.И. Лебедеву-Кумачу, выразив надежду, что, может быть, его песня еще пригодится, сослужит службу Родине. Было это в конце 1937 г. А.А. Боде ждал ответа от В.И. Лебедева-Кумача, но так и не дождался, и в январе 1939 г. умер.

А.В. Мальгин, видевший автограф «Священной войны» у дочери А.А. Боде, З.А. Колесниковой, сравнивает текст В.И. Лебедева-Кумача с текстом, принадлежащим перу Боде, и находит не так уж много отличий; они главным образом состоят в том, что поэт связал стихи рыбинского учителя с «текущим моментом», осовременил их. Так, если у АА. Боде: «С германской силой темною, с тевтонскою ордой», то у В.И. Лебедева-Кумача стало: «С фашистской силой темною, с проклятою ордой»; строка: «Пойдем ломить всей силою... за русский край родной» — у Лебедева-Кумача приобрела современное звучание: «За наш Союз большой». У Боде «два различных полюса» в редакции Лебедева-Кумача стали «двумя враждебными полюсами» (хотя, по логике вещей, полюса не могут быть враждебными друг другу).

В 1976 г. З.А. Колесникова отправила письмо тогдашнему руководителю Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии Б.А. Александрову, сообщив ему сведения о своем отце, как истинном авторе песни «Священная война». Но сын композитора, как в свое время В.И. Лебедев-Кумач, не ответил ей; тогда она попыталась заинтересовать редакции нескольких центральных газет, но безуспешно. Объяснялось это, должно быть, тем, что, по мнению ответственных чиновников, «есть в советской истории мифы, которые разрушать не следует». З.А. Колесникова (Боде) ушла из жизни, так и не дождавшись правды об отце.

После публикации статьи на А.В. Мальгина обрушилась жесткая критика, журналиста обвиняли в подтасовке фактов, стремлении опорочить признанные авторитеты. По мнению Юрия Бирюкова, известного автора статей и исследований о советской военной песне, авторами «Священной войны» являются В.И. Лебедев-Кумач и А.В. Александров, и никто другой, так как никакими вещественными доказательствами и документами, подтверждающими авторство А.А. Боде, А.В. Мальгин не располагает. Действительно, после смерти З.А. Колесниковой все документы, в том числе автограф песни ее отца, таинственно исчезли. Это дало возможность Ю.Е. Бирюкову сделать заключение, что рыбинского учителя вообще не существовало, все это типичная газетная «утка», спекуляция на святой для советского человека патриотической теме. Но в своей статье А.В. Мальгин помещает фотографию А.А. Боде, приводит в своем журналистском расследовании интересные факты...1

Уверен, что история рано или поздно в конце концов расставит точки в этом вопросе. Важно одно: песня, кем бы она ни была написана, выполнила свой солдатский долг, она объединяла и воодушевляла на борьбу с врагом миллионы людей, рождала в их сердцах непреклонную веру в победу. Как уже упоминалось, запись 1941 г. была сделана неполным составом ансамбля, поэтому мы использовали более позднюю фонограмму — осени 1942 г. Песня звучит в исполнении Краснознаменного ансамбля красноармейской песни и пляски под управлением А.В. Александрова.


1 В Сети появились материалы судебного разбирательства по поводу авторства песни «Священная война». Приводим полный текст, опубликованный на сайте okaryna.ru:

Решение Мещанского муниципального суда города Москвы

Опубликовано вт, 05/15/2018 - 17:11 пользователем Гость

Копия 1

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21.12.1999 г.

Мещанский районный народный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Макаровой И. Д. народных заседателей с участием прокурора и адвокатов Гонопольской Р . Б . , Воинова А.Е., Забавина С.Н. при секретаре Рогожиной Д.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-207-94 по иску Деевой М.Г. к редакции «Независимая газета», Шевченко В.А. о защите чести, достоинства, деловой репутации, компенсации морального вреда установил:

Деева М.Г. обратилась в суд с иском к редакции «НГ», Шевченко В.А. о защите чести, достоинства, деловой репутации поэта В.И. Лебедева-Кумача, указывая, что 08.08.98 г. в «НГ» под рубрикой «Стиль жизни» опубликована статья автора Шевченко В.А. «Священная война» — эхо двух эпох» с подзаголовком «как Василий Лебедев-Кумач «советизировал» текст песни Александра Боде».

В данной публикации содержатся утверждения о том, что настоящим автором песни «Священная война» был не В.И. Лебедев-Кумач, а учитель мужской гимназии г. Рыбинска А. Боде.

Кроме того, автор утверждает, что поэт Лебедев-Кумач присвоил себе авторство русского текста фокстрота «Маша».

Истица просит суд опровергнуть сведения, опубликованные в данной статье, как порочащие честь, достоинство и деловую репутацию ее деда — поэта-песенника В.И. Лебедева-Кумача, обязать принести ей публичные извинения и взыскать с ответчиков в счет компенсации материального вреда — 500 000 рублей.

Истица в судебное заседание явилась, иск поддержала.

Представитель редакции «Независимой газеты» в судебное заседание явился, иск не признал, ссылаясь на то, что публикация носила полемический характер, явилась данью памяти незаслуженно забытому Александру Боде, редакция «НГ» представила автору Шевченко В.А. возможность высказать мнение по проблеме авторства песни «Священная война» с целью продолжить начатую ранее в печати дискуссию по данному вопросу.

Ответчик Шевченко В.А. в судебное заседание не явился, надлежащим образом представил объяснения по иску (о.у. 24-28), из которых следует, что ответчик является автором документальных очерков об интересных людях, жизнь и деятельность которых в той или иной мере была связана с г. Жуковским и его окрестностями. Его как краеведа данного края заинтересовал житель г. Рыбинска — учитель мужской гимназии А. Боде. Материал, опубликованный «НГ» 08. 05. 98, посвящен этому человеку. Утверждение о том, что только А. Боде мог написать стихотворный текст песни, в частности, и слова текста:

  «дадим отпор душителям
всех пламенных идей,
Насильникам, грабителям,
Мучениям людей»,

не носит категорический характер, а им высказано собственное предположение, которое должны подтвердить или опровергнуть специалисты-текстологи. Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, допросив свидетелей Боде А.Ю., Бирюкова Ю.Е., приходит к следующему:

в ходе судебного разбирательства установлено, что 08. 05. 1998 г. в «Независимой газете» на 16 стр. под рубрикой «Стиль жизни» опубликована статья «Священная война» — эхо двух эпох», имевшая подзаголовок «Как Василий Лебедев-Кумач «советизировал» текст песни Александра Боде» автором которой является Шевченко В.А.

В частности, в статье написано следующее:

«Несмотря на то, что еще летом 1991 г. журналистом Мальгиным было доказано, что настоящим автором песни «Священная война» был учитель мужской гимназии г. Рыбинска Александр Боде, а не советский поэт-песенник Василий Лебедев-Кумач, в свет продолжают выходить книги последнего, в которых эта песня помещена на первой странице».

Далее автор поясняет, что он «решил подытожить начатую Мальгиным работу: собрал по крупицам недостающие факты из жизни Боде и выявил дополнительные аргументы в пользу того, что автором этой песни был именно он».

«... Позже Лебедев-Кумач вспоминал, как он эту песню сочинил всего за одну ночь, 22. 06. 41 г., когда он вдруг «ощутил сильное вдохновение» — в действительности же «вдохновения» у Лебедева-Кумача в ту ночь хватило лишь на то, чтобы в случайно оказавшемся в его руках чужом тексте песни заменить всего лишь несколько слов».

«...Мальгин в своем очерке «Самый советский поэт из поэтов» привел факты, как Лебедев-Кумач присвоил себе то, что было создано другими людьми. Например, он не побрезговал присвоить себе популярный в 30-е годы фокстрот «Наша», (следует читать «Маша», т.к. это опечатка) русский текст и мелодию которого сочинила Квятковская.

Ничего не изменилось в песнях Лебедева-Кумача с началом ВОВ: та же дешевая бравада, то же шапкозакидательство, тот же казенный оптимизм и та же вера в гениальность вождя. На этом фоне песня «Священная война» резко выделяется своей тревожной мощью. В ней речь идет о ярости благородной, о «священной войне» и упор делается не на гениальность вождя и его полководцев, а на патриотизм воинов, черпающих вдохновение в богатой русской истории. Так мог написать только настоящий автор песни Александр Боде, но не Лебедев-Кумач.

В подтверждение фактов, изложенных в статье автором Шевченко В.А., ответчики ссылались на объяснения свидетеля Боде А.Ю.

Судом был допрошен Боде А.Ю., который сообщил, что Александр Боде — его прадед, который был учителем в гимназии, преподавал английский, латинский язык, словесность. Он сам писал стихи, которые любил стилизовать под XVIII-XIX вв. Писал стихи под псевдонимом «Кококинский», так его детство прошло в г. Кококине.

В 1971 г. впервые от троюродной бабушки Зинаиды Александровны, сообщил свидетель, услышал, что песня «Священная война» написана в 1916 г., т. е. в 1-ую Мировую войну прадедом А. Боде. Рассказывая об этом, Зинаида Александровна показала тетрадный лист, на котором карандашом был выведен нотный стан с текстом, несколько отличающийся от того, который всем известен, написан с буквой «ъ».

Зинаида Александровна объяснила, что песня «Широка страна моя родная» произвела большое впечатление на А. Боде. А. Боде относился с большим уважением к Лебедеву-Кумачу, т.е. считал его патриотом. В декабре 1937 г. А. Боде отправил Лебедеву-Кумачу заказное письмо с текстом песни и нотами, копия которого (текста песни и нот) хранилась у Зинаиды Александровны.

Свидетель утверждал, что видел уведомление о вручении письма Лебедеву-Кумачу. Уведомление было на бумаге картонного типа, там был указан адрес — ул. Горького, Лебедеву-Кумачу, «вручено» декабрь 1937 г.

После смерти Зинаиды Александровны текст песни с нотами и уведомлением о вручении Лебедеву-Кумачу письма исчезли.

На вопросы суда и сторон свидетель Боде А.Ю. пояснил, что ни дочери А. Боде ни оспаривали авторство песни «Священная война», т. к. опасались преследований со стороны властей. В настоящее время никто из родственников также не оспаривает авторства данной песни.

Суду представлены: копия письма дочери А. Боде — З.А. Боде, адресованных сыну композитора Александрова (л-д 90-95), копия записи нотной строки песни (л-д 87), выполненная Боде З.А., а также ответ из «Литературной газеты» от 23.11.81 № 55785 на имя Колесниковой дочери А. Боде (л.д. 88).

Из справки РАО от 11.05.99 № 5.2.1658 (л. д. 97) следует, что поэт В.И. Лебедев-Кумач никогда не заявлял в РАО о принадлежности ему текста песни «У самовара». Гонорар на его имя за публичное исполнение этой песни никогда не распределялся и не выплачивался.

Как следует из письма Всесоюзной студии Грамзаписи от 22. 08. 79 в отделение ВААП (л.д. 77) и письма начальника СЗО ВААП в адрес директора Ленинградского завода грампластинок фирмы «Мелодия» (л.д. 78) от 15. 10. 84, при издании записи песни «У самовара» Всесоюзная студия грамзаписи допустила ошибку при напечатании текста этикетки с указанием авторства песни «У самовара» назвав автором слов песни Лебедева-Кумача.

Данная ошибка была исправлена после обращения с претензией настоящего автора данной песни — Квятковской Ф.Л.

Из Российского Государственного Архива литературы и искусства представлены копии черновики записи текста песни «Священная война», выполненная В.И. Лебедевым-Кумачом (л.д. 109-114).

Оценивая собранные по свидетельствам в совокупности утверждения о нарушении Лебедевым-Кумачом действующего законодательства — обвинения в плагиате, присвоении себе чужого авторства.

Суд считает, что сведения, изложенные Шевченко В.А., являющиеся предметом судебного разбирательства следует признать не соответствующими действительности и порочащими честь и достоинство автора песни «Священная война» В.И. Лебедева-Кумача.

Ссылки на показания свидетеля Боде не могут быть приняты судом в качестве доказательств, подтверждающих сведения, изложенные автором Шевченко В.А. в статье «Священная война» эхо двух эпох», поскольку показания данного свидетеля объективно ничем не подтверждены. Кроме того, опровергаются письмом «Литературной газеты» (л.д. 88) из которого следует, что прямые родственники А. Боде имели возможность обратиться за защитой авторских прав А. Боде, однако в установленном законом порядке это не сделали, что не сделала и редакция «НГ» прежде чем публиковать утверждения о том, что истинным автором «Священной войны» являлся А. Боде.

Доводы представителя редакции «НГ» о том, что ответчик должен быть освобожден от ответственности за распространение данных сведений в соответствии ч. п. 6 ст. 57 закона «О средствах массовой информации» суд также отклоняет как несостоятельные, поскольку в данном случае, автор Шевченко В.А. излагал собственные утверждения, ссылаясь на предыдущие публикации в СМИ по данному вопросу, а не дословно воспроизводил сообщения, материалы, или их фрагменты, распространенные иными СМИ. Вместе с тем, суд соглашается с мнением ответчиков о том, что не подлежит опровержению мнение автора Шевченко по поводу творчества Лебедева-Кумача, изложенная в первом предложении последнего абзаца статьи, начиная со слов: «ничего не изменилось» до слов «в гениальность вождя».

Суд считает, что имеются правовые основания и для компенсации морального вреда, поскольку Деева М.Г. является законной наследницей авторского права В.И. Лебедева-Кумача, действует в интересах памяти поэта Лебедева-Кумача, а также в собственных интересах, защищая честь, достоинство умершего деда, а также по вине ответчиков были распространены несоответствующие действительности и порочащие честь, достоинство, деловую репутацию заслуженного поэта-песенника В.И. Лебедева-Кумача сведения, в связи с чем суд считает необходимым возложить на ответчиков ответственность по компенсации морального вреда, при этом, учитывает степень вины ответчиков, характер и содержание публикации, высокую степень распространения недостоверных сведений, требования разумности, справедливости.

Суд считает необходимым взыскать с редакции газеты в пользу истицы 10000 руб. — в счет компенсации морального вреда и с Шевченко В.А. в пользу истицы - 3000 руб., в счет компенсации морального вреда.

Кроме того, суд считает необходимым возложить на редакцию газеты обязанность по публикации текста опровержения, а также обязать ответчиков принести Деевой М.Г. публичные извинения.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 151, 152, 1100, 1101 ГК РФ, 191-197 ГПК РСФСР суд решил:

признать несоответствующими действительности и порочащими честь, достоинство поэта В.И. Лебедева-Кумача следующие сведения, опубликованные 08. 05. 98 в «Независимой газете» автором Шевченко В.А.:

«несмотря на то, что еще летом 1991 г. журналистом Мальгиным было доказано, что настоящим автором песни «Священная война» был учитель мужской гимназии г. Рыбинска Александр Боде, а не советский поэт-песенник В. Лебедев-Кумач, в свет продолжают выходить книги последнего, в которых эта песня помещена на первой странице» «...в действительности же «вдохновения» у Лебедева-Кумача в ту ночь хватило лишь на то, чтобы в случайно оказавшемся в его руках чужом тексте песни заменить лишь несколько слов...» Мальгин в своем очерке «Самый советский из поэтов» привел факты, как Лебедев-Кумач присвоил себе то, что было создало другими людьми, например, не побрезговал присвоить себе популярный в 30-е годы фокстрот «Наша» русский текст и мелодию которого сочинила Ф.И. Квятковская...» «...так мог написать только настоящий автор песни Александр Боде, но не Лебедев-Кумач...»

Обязать редакцию «Независимой газеты» в течении 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу, опубликовать на стр. 16 издании в рубрике «Стиль жизни» под заголовком «Опровержение» текст следующего содержании: «Редакция «Независимой газеты» сообщает, что сведения, изложенные в статье внештатного корреспондента Владимира Шевченко «Священная война» — эхо двух эпох» (НГ от 08. 05. 98) о поэте-песеннике В.И. Лебедеве-Кумаче признаны несоответствующими действительности и порочащими честь, достоинство, деловую репутацию автора песни «Священная война» В.И. Лебедева-Кумача. В связи с чем, редакция газеты доводит до сведения читателей, что автором текста песни «Священная война» является В.И. Лебедев-Кумач. В.И. Лебедев-Кумач не является автором русского текста фокстрота «Маша» («У самовара») и никогда не присваивал себе авторство этого текста.

Обязать редакцию «Независимой газеты» и Шевченко Владимира Артемьевича в тексте опровержения принести извинения Деевой М.Г.

Взыскать с редакции «независимой газеты» в пользу Деевой Марии Георгиевны 10000 рублей в счет компенсации морального вреда.

Взыскать с Шевченко Владимира Артемьевича в пользу Деевой Марии Георгиевны 3000 руб. в счет компенсации морального вреда.

Решение может быть обжаловано в Мосгорсуде в течение 10 дней.

Подписи, круглые гербовые печати Решение вступило в законную силу 28. 04.2000 г.

Примечание копииста. Компьютерная копия набрана с текста судебного решения, написанного от руки мало разборчивым почерком с орфографическими и грамматическими ошибками, которые при копировании нами сохранены.


 


Просмотров:

1961 | Загрузок: 0

Рейтинг:

10.00 (1 голосов)

Добавлено:

bernikov | 22.06.2020 02:18 | Последнее редактирование:  bernikov | 21.11.2020 23:23
 
Автор Комментарий
Yuri Bernikov (bernikov)
Администратор
Добавил материалы судебного разбирательства по поводу авторства песни «Священная война», опубликованные на сайте http://okaryna.ru/node/411

Спасибо уважаемому Игорю Борисовичу (И.Б.М.) за подсказку!
  21.08.2020 21:10
Offline Профиль пользователя Послать сообщение участнику    
 
 

О сайтеУсловия использованияКонфиденциальностьСсылкиПишите намГостевая